27 марта – День войск национальной гвардии России
В Грайвороне в рядах Росгвардии служат братья Сергей и Александр Герасименко. Их путь начался в одном подразделении, но со временем судьба развела их. Александр, капитан, и Сергей, майор, стали примером истинного патриотизма. «Белгородские известия» узнали их историю.
Когда в марте Грайворон подвергся массовым обстрелам со стороны ВСУ, братья остались в родном городе, чтобы нести службу и помогать людям. Они с честью выполняют поставленные задачи и объясняют это тем, что не могут иначе – верны присяге.
Похожие, но разные
Родились братья в грайворонском селе Головчино. Сергей и Александр и в детском саду, и в школе всё делали сообща, даже увлечения у них оказались одинаковыми: футбол, автомобильное дело и механика. Несмотря на поразительное внешнее сходство, братья обладают разными характерами. Александр отличается взрывным темпераментом и эмоциональностью, в то время как Сергей, напротив, проявляет рассудительность и спокойствие. Однако эти различия не мешают им всю жизнь идти рука об руку, дополняя друг друга. Вместе они учились, играли в футбол за школьную команду, занимались плаванием, даже поступили в один вуз, хотя и на разные факультеты.
В детстве и юности братья были настолько похожи, что их с трудом различали. Сергей и Александр с улыбкой вспоминают, как иногда пользовались этим преимуществом, подменяя друг друга в школе и университете, например, чтобы прослушать лекцию вместо брата.
В 2010 году, после окончания университета, братья пошли в армию.
«Даже мысли не было откосить, не пойти служить. Было чёткое понимание, что есть Родина и есть наше обязательство перед ней, – говорит Александр. – Наш прадедушка Великую Отечественную войну встретил на западной границе, в Брестской крепости. Память о нём хранится в семье. Благодаря правильному воспитанию в семье и школе мы понимали, что служба в армии – это наш долг».
Мама, врач с многолетним стажем, и папа, водитель-дальнобойщик, всегда гордились своими сыновьями, особенно когда те были удостоены чести служить в роте почётного караула в Москве. Служба там достаточно сложная: бесконечные тренировки, учения, военные парады, встречи иностранных делегаций, мероприятия в памятные дни, отдание воинских почестей, содержание мемориалов. Но всё это Сергею и Александру пришлось по душе настолько, что они были готовы остаться и на сверхурочную службу. Однако в то время в роту почётного караула не набирали контрактников, и братья вернулись домой. Но именно тогда, в армии, они окончательно решили связать свою жизнь со службой.
Опасности не пугают
Вернувшись на «гражданку», перед братьями встал вопрос о дальнейшем пути. Их выбор пал на вневедомственную охрану, где служба оперативная, требующая сил и решительности. Это не только охрана объектов, но и обеспечение общественного порядка, задержание преступников и правонарушителей, патрулирование и многое другое. Братья Герасименко успешно прошли необходимые испытания и были приняты в подразделение: Александр – в группу задержания, Сергей – на пульт охраны.
«За годы службы во вневедомственной охране историй накопилось немало. Помню одно из задержаний: тогда как раз ввели уголовную ответственность за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения. Нетрезвый водитель попытался скрыться, и мы, оказывая помощь дорожно-патрульной службе, начали преследование. Нарушитель бросил машину и скрылся в лесу, но мы его задержали, и он понёс ответственность», – вспоминает Александр.
Потом старшему брату предложили работу в лицензионно-разрешительной службе управления Росгвардии, и он перешёл туда, а Сергей остался во вневедомственной охране. Когда началась специальная военная операция, то служить стало намного сложнее и опаснее во всех подразделениях. Но братьев это не испугало.
«Грайворонский округ с начала СВО оказался под ударом вражеских сил, что значительно затруднило доступ к приграничным сёлам. Многие владельцы оружия не выехали, остаются там. Тем не менее мы продолжаем выполнять все необходимые по закону процессуальные действия с оружием. Приходится проскакивать между обстрелами, но мы не отказываемся от своих обязанностей – сами выезжаем к людям, чтобы минимизировать риски для гражданского населения, и помогаем им оформлять заявления в письменном виде», – рассказывает Александр.
Это наша земля
Ещё одной проблемой стали брошенные из‑за обстрелов дома, откуда не все владельцы гражданского оружия успели его вывезти.
«К примеру, рядом с Козинкой есть Заречье-Первое, которое начали массированно обстреливать. Семья уехала в спешке, и оружие осталось там. Они просто не успели его забрать. Глава семьи связался с нами и рассказал, где ключ. Несмотря на продолжающиеся обстрелы, оружие надо было забрать. Мы работаем в тесном взаимодействии с пограничной службой и Министерством обороны. Дождавшись окончания очередного обстрела, оперативно выдвинулись в село. Прибыв на место, увидели, что половина дома разрушена прямым попаданием. Но, к счастью, сейф с оружием остался цел. Мы быстро изъяли оружие и вернулись – уже под новым обстрелом», – рассказывает Александр.
Во время массовых обстрелов Грайворона оба брата – офицеры Росгвардии – остались в родном городе, чтобы выполнять свою работу, помогать в эвакуации людей. Когда вспоминают тяжёлые моменты – даже лицами темнеют.
«Первые серьёзные обстрелы начались 12 марта 2024 года, – рассказывает Сергей. – Объявили сбор личного состава, и все приехали на работу. Гражданский персонал полностью сменили и дежурили эти смены вместе с группами задержания. Две с половиной недели, пока продолжались массовые обстрелы города, мы были на посту – и спали, и есть готовили там же. Во дворе на костре варили, жарили. Когда стабилизировалась обстановка и обстрелов стало меньше, сразу же начали фиксировать разрушения, вывозить людей в пункты временного размещения».
Спрашиваю у братьев, что помогало им сохранять стойкость в эти непростые времена и почему они не покинули родные места.
«Потому что это наша земля, – просто отвечает Сергей. – Отступать нам некуда. Мы приняли присягу в армии и в правоохранительных органах. Поэтому, как бы ни было тяжело и страшно, нужно исполнять свой долг».
«Семьи вывезли, а сами назад, сюда», – вспоминает Александр.
Офицеры создали свои семьи, у них есть дочери. Но неразрывная связь между братьями осталась, они продолжают идти по жизни вместе, поддерживая и помогая друг другу.
— Как получилось, что младший брат стал старше по званию? – спрашиваю Сергея. – Командуете ли братом, пользуясь тем, что вы майор, а он капитан?
— Им не покомандуешь, – улыбается Сергей Герасименко (он считается в семье младшим, так как родился на 15 минут позже брата-близнеца – прим. авт.). – Да я и не пытаюсь. Подразделения разные, да и нет необходимости командовать. Мы всегда поддерживаем друг друга и понимаем с полуслова.
Алексей Стопичев