В авиационном ландшафте Европы доминирует несколько мощных хабов-твердынь, где крупные авиакомпании установили значительный контроль над вылетающими рейсами в самых загруженных аэропортах Европы.
Мы рассмотрим десять крупнейших аэропортов Европы и авиакомпании, которые в них доминируют, подчеркивая стратегическую важность этих хабов в формировании авиасообщения по всему континенту.
10 самых загруженных аэропортов Европы
Лондонский аэропорт Хитроу лидирует в Европе с более чем 4 млн мест для вылетающих пассажиров в месяц, при этом группа IAG - International Airlines Group контролирует 55% пропускной способности.
Аэропорт Стамбула следует за ним, а Turkish Airlines занимает значительную долю рынка в 81%.
Париж Шарль де Голль и Амстердам Схипхол замыкают список ведущих европейских хабов, при этом Air France-KLM контролирует 56% и 64% пассажиропотока соответственно.
Данные показывают, в какой степени крупные группы авиакомпаний заняли доминирующие позиции в самых загруженных аэропортах Европы.
Хабы-крепости — это аэропорты, в которых одна авиакомпания или группа авиакомпаний контролирует значительную долю мест для вылетающих пассажиров. Этот контроль позволяет им в значительной мере управлять маршрутными сетями, ценовыми стратегиями и пассажиропотоками.
Десять самых загруженных аэропортов Европы, составленные на основе количества мест для вылетающих пассажиров в марте 2025 года, показывают поразительную картину доминирования этих авиакомпаний.
1. London Heathrow
Группа авиакомпаний: International Airlines Group – IAG
Доля рынка: 55%
Ежемесячное количество мест для вылета: 4,2+ млн
London Heathrow остается самым загруженным аэропортом Европы, несмотря на то, что IAG контролирует чуть более половины пропускной способности.
Это относительно более низкая доля по сравнению с другими хабами отражает статус аэропорта как всемирно значимого, привлекающего множество международных перевозчиков помимо British Airways, Iberia и Aer Lingus, входящих в группу IAG.
2. Istanbul Airport
Группа авиакомпаний: Turkish Airlines
Доля рынка: 81%
Ежемесячное количество мест для вылета: 3,9+ млн
Аэропорт Стамбула демонстрирует самый яркий пример доминирования авиакомпаний в Европе, гдеTurkish Airlines контролирует 81% всех мест для вылета.
Это отражает агрессивную стратегию расширения Turkish Airlines и стратегическое географическое положение Стамбула как связующего узла между Европой, Азией и Африкой.
3. Paris Charles de Gaulle
Группа авиакомпаний: Air France-KLM
Доля рынка: 56%
Ежемесячное количество мест для вылета: 3,4+ млн.
Paris Charles de Gaulle является основным французским хабом Air France-KLM, при этом группа контролирует более половины всех вылетающих мест.
Значение аэропорта в сети Air France-KLM очевидно, он служит критически важными воротами в Африку и поддерживает прочные внутриевропейские и трансатлантические связи.
4. Amsterdam Schiphol
Группа авиакомпаний: Air France-KLM
Доля рынка: 64%
Ежемесячное количество мест для вылета: 3,2+ млн.
Amsterdam Schiphol представляет собой нидерландский оплот Air France-KLM, а историческое присутствие KLM отражено в прочной рыночной доле в 64%.
Эта высокая доля демонстрирует стратегию группы с двумя хабами, при этом Schiphol сохраняет значительную связанность, несмотря на ограничения пропускной способности, введенные в последние годы.
5. Madrid Barajas
Группа авиакомпаний: International Airlines Group - IAG
Доля рынка: 47%
Ежемесячное количество мест для вылета: 3,1+ млн.
Madrid Barajas работает как испанский хаб IAG через операции Iberia, хотя группа контролирует менее половины всех мест вылета.
Эта более низкая доля отражает важность Мадрида как ворот в Латинскую Америку, привлекая многочисленных перевозчиков из Америки наряду со значительным присутствием IAG.
6. Frankfurt Airport
Группа авиакомпаний: Lufthansa Group (LH)
Доля рынка: 68%
Ежемесячное количество мест вылета: 3,1+ млн.
Frankfurt Airport функционирует как основной глобальный хаб Lufthansa Group с достаточно большой долей рынка в 68%.
Эта высокая концентрация отражает историческое доминирование Lufthansa в этом аэропорту, выступая в качестве оперативной штаб-квартиры авиакомпании и обеспечивая стыковки по всей Европе, Азии и Америке.
7. Barcelona El Prat
Группа авиакомпаний: International Airlines Group - IAG
Доля рынка: 47%
Ежемесячное количество мест для вылета: 2,5+ млн.
Барселона – это еще одно присутствие IAG в Испании через операции Vueling и Iberia, при этом группа контролирует чуть менее половины всех мест.
Несмотря на значительные инвестиции IAG, аэропорт сохраняет значительное разнообразие с сильной конкуренцией со стороны лоукостеров, ограничивающей концентрацию рынка IAG.
8. Rome Fiumicino
Группа авиакомпаний: Lufthansa Group
Доля рынка: 33%
Ежемесячное количество мест для вылета: 2,3+ млн.
У Rome Fiumicino самая низкая концентрация среди ведущих аэропортов Европы, при этом Lufthansa Group контролирует всего треть мест для вылета.
Это отражает недавнюю покупку ITA Airways компанией Lufthansa, которое пока не привело к полному доминированию на рынке основных международных ворот Италии.
9. Istanbul Sabiha Gökçen
Группа авиакомпаний: Pegasus Airlines
Доля рынка: 68%
Ежемесячное количество вылетающих мест: 2,1+ млн.
Второстепенный аэропорт Стамбула ярко показывает авиационную мощь Турции, при этом лоукостер Pegasus Airlines контролирует более 2/3 пропускной способности.
Это выдающееся доминирование позволяет Стамбулу поместить два аэропорта в десятку лучших в Европе, демонстрируя как премиальную, так и бюджетную возможности авиакомпаний на отдельных объектах.
10. Munich Airport
Авиакомпания: Lufthansa Group
Доля рынка: 65%
Ежемесячное количество мест для вылета: 2,1+ млн.
Мюнхен служит вторичным немецким хабом Lufthansa Group с существенным контролем рынка в 65%.
Высокая концентрация отражает стратегические инвестиции Lufthansa в этот аэропорт как предохранительный клапан для операций во Франкфурте, создавая систему из двух хабов в Германии, ориентированную на премиальный сервис и стыковки.
Выход Турции
Авиационное значение Стамбула особенно примечательно, оба его аэропорта входят в десятку самых загруженных в Европе.
В то время как Istanbul Airport занимает второе место в общем зачете, Istanbul Sabiha Gökçen занимает 9-е место, опережая аэропорт Мюнхена. В отличие от основного стамбульского хаба, в Gökçen доминирует Pegasus Airlines, которая контролирует 68% мест вылета.
Эта сила двух аэропортов демонстрирует стратегическое положение Турции как перекрестка между Европой, Азией и Ближним Востоком.
Turkish Airlines использовала это географическое преимущество, чтобы зарекомендовать себя как глобального перевозчика, в то время как Pegasus создала внушительное присутствие бюджетных перевозчиков во втором аэропорту страны.
Большая тройка европейских авиакомпаний
Помимо доминирования Турции, европейский рынок авиаперевозок консолидировался вокруг трех основных групп. IAG, Air France-KLM и Lufthansa Group совместно контролируют значительную часть пропускной способности в 8 из 10 самых загруженных аэропортов Европы.
Даже в аэропортах без абсолютного большинства эти группы сохраняют значительное влияние. Например, Lufthansa Group претендует на 33% мест в римском аэропорту, что иллюстрирует, как их влияние выходит за рамки их основных хабов.
Включение партнеров по совместному предприятию в эти расчеты еще раз показывает огромное влияние, которое эти альянсы авиакомпаний оказывают на европейские авиаперевозки.
Источник: Aviation A2Z
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале