Найти в Дзене
Телеканал 360

Как пережить утрату? Авторская колонка Елены Кононовой

Мы с вдовой добровольца, погибшего на СВО, в просторном холле, в филиале фонда «Защитники Отечества». Елена Романенко рассказывает про мужа.

⁃ А он, знаете, родился в один день с Дедом Морозом, 18 ноября. И я ему всегда говорила, что он тоже волшебник. Потому что всё, что он хотел, всегда исполнялось. Сына захотел - сын родился. Дом захотел - построил. И вот он позвонил, попросил придумать ему позывной. И мы решили, что позывной «Мороз» подойдет, - она на секунду замолкает, как будто возвращаясь из того дня, где они вместе с мужем разговаривали, смеялись, и она чувствовала его дыхание у уха, будто бы он рядом с ней, а не просто голос в телефоне.

⁃ А в ту зиму, когда его не стало, очень холодно было, и много снега. Помните, какая снежная была прошлая зима?

В день, когда ей сообщили о том, что мужа больше нет, Лена Романенко, мать двоих детей, бабушка двух внуков, сидела у на своей кровати у окна и смотрела на снег.

«Главное прямо сейчас не умереть»: это первое, о чем она подумала, когда ей рассказали, что муж её, Михаил, погиб при выполнении боевого задания. За стеной просыпался несовершеннолетний сын. Надо было как-то ему сообщить.

Потом пришло горе. Горечь. Она была везде: в сотнях фотографий в телефоне, где муж пел, занимался спортом, катал на плечах внуков. Горечь в её собственном отражении в зеркалах, в мыслях. Она вспоминала, что Миша её к этому готовил перед тем, как уйти на фронт. Показывал ей, как включать отопление, как настроить капельный полив, который он сделал для своей малины. Она ругалась на него, и вообще не хотела отпускать. Он говорил, что нужнее там. Что надо быть там, чтобы враг не пришел однажды в его дом. В конце концов она поняла, что муж прав.

Когда Михаил погиб, Лена стала искать помощи. Так она познакомилась с социальным координатором от фонда - Ольгой Алешиной. Ольга говорит, что главная рекомендация для тех, кто находится рядом с людьми, пережившими утрату - быть рядом. Слушать. В процессе горевария члены семей погибших часто начинают циклично рассказывать об обстоятельствах смерти родного человека. Снова и снова. И быть рядом в такие моменты - тоже терапия. Сама Ольга была рядом с Еленой. Вытаскивала её из горя, обращала горе в действия: к тому моменту надо было организовывать похороны. Елена понимала, что надо как-то двигаться дальше.

⁃ Но невозможно перестать любить. Не хватает человека, физически хочется руками его ощутить, - её руки в этот момент живут сами по себе, она показывает, как обнимала бы мужа.

А потом появился проект, в который позвали жен и матерей погибших военнослужащих. Обучение на психолога-консультанта. При поддержке государственного университета, с серьезной программой, возможностью практиковать. Елена тут же приняла решение: надо учиться. Больше семи месяцев она постигала азы новой профессии.

⁃ С людьми, пережившими потерю, надо разговаривать. Но не как подружка. Подружка будет жалеть. Это неправильно. А мы учились правильно разговаривать. И я теперь это умею, и могу помочь другим.

А ещё, говорит Лена, дыхательные практики очень помогают. Ей помогали, когда она думала, что упадёт на похоронах. Но падать было нельзя - рядом стояла мать мужа. А материнское горе горше. И Лена тогда начала дышать.

⁃ Вот, есть такое упражнение - дыхание по квадрату. Попробуйте вместе со мной. Суть в том, что вы делаете глубокие вдохи и выдохи, а между ними задерживаете дыхание. Представьте себе квадрат и дышите. Вдох. Раз-два-три-четыре. Пауза. Выдох. Пауза».

В опустевшем холле женщина, потерявшая любимого, я, а заодно и оператор «дышим по квадрату». Я смотрю на Лену и думаю, что нет универсальных инструкций о том, как пережить утрату. Но женщины, которые перепробовали все возможное, чтобы найти в себе силы жить дальше, достойны бесконечного уважения.

Мы, конечно, сделали сюжет про историю Лены, собрали архивы о ее муже из зоны СВО, заодно рассказали про подмосковный филиал фонда «Защитники Отечества». Сюжет мы скоро выложим в социальных сетях. Надеюсь, вы посмотрите.