В отеле «Коринтия Санкт-Петербург» состоялся первый бизнес-завтрак в рамках XVIII конкурса «Доверие потребителя-2025» по теме «Как стать лидером на рынке недвижимости».
Предваряя дискуссию, исполнительный директор Оргкомитета конкурса Валентина Нагиева поделилась итогами конкурса 2024 года. В прошлом году в конкурсе участвовали 177 (в 2023 году — 176) банков, риэлторских агентств, строительных компаний и строящихся и реализованных проектов жилых комплексов, апартаментов и проектов загородного домостроения.
В оценке финалистов участвовали 45 профессиональных экспертов и 60 «тайных покупателей». Четвертый год подряд к анализу конкурсной документации был подключен независимый консультант — компания Nikoliers. Конкурс поддержали 24 информационных партнера.
Вызовы рынку
Менеджер по работе с ключевыми клиентам ЦИАН Шынар Мухамбетова отметила, что жесткая кредитно-денежная политика в стране приводит к снижению спроса на новостройки, его перетоку во вторичку и аренду, и к тому, чтобы пользователи хранили свои деньги на депозитах.
Если еще 10 месяцев назад мы могли сказать, что ключевой драйвер роста — ипотека, то сейчас лучше себя чувствуют застройщики, которые предлагают различные виды рассрочек.
По итогам февраля в петербургском регионе на рынке новостроек было проведено 4 тыс. сделок. За последний год в полтора раза увеличились покупки на последних стадиях строительства. Стоимость квартир продолжает расти.
Номинальные цены предложения растут на фоне разнородной динамики сделок (т.е. спрос обеспечивается сделками в недорогих ЖК и/или за счет скидок).
Активное предложение постепенно снижается, в том числе за счет выхода на рынок меньшего числа новых проектов. Крупные застройщики искусственно сдерживают выпуск свободных лотов и влияют на комфортные цены. Число кредитных сделок близко к историческим минимумам. В ЦИАН ожидают роста цен: плюс 8-10% за год, вместе со снижением спроса на новостройки до 15%.
Новые инструменты продаж
Основатель маркетингового агентства SETEVIE Евгения Гончарова познакомила участников бизнес-завтрака с изменениями в инструментах маркетинга и продаж.
С 2022 года средний маркетинговый бюджет застройщиков на один объект вырос почти в 2 раза и продолжает расти. Это связано с усложнением привлечения клиентов, ограниченностью рекламного инструментария и усилением конкуренции.
Инструменты продаж изменились и стали более агрессивными. Значительную долю сделок (до 35% по России) составляют покупки в рассрочку, есть кейс, когда девелопер рекламировал скидку — до 52%, скидки сейчас беспрецедентно высокие. Все больше сделок проходит с участием брокеров, и застройщики уделяют им особое внимание. Все чаще брокеров начинают подключать при старте проекта и на предпродажах.
Меняются и продавцы в отделах продаж: они вынуждены переходить от консультаций к активным продажам, здесь очень важен индивидуальный подход к клиенту, вера в миссию компании и трансляция ценностей. По-настоящему хорошие продавцы становятся своеобразными амбассадорами бренда.
В маркетинге все большее место занимают нейросети: от генерации контента, до описания фидов на агрегаторы. Также на первый план вышла работа с рейтингами и отзывами, ведь надежность застройщика – это первое, на что обращает внимание покупатель. Этот год также стал годом коллабораций, когда девелоперы все больше стали обращать внимание на партнерства с арт-институциями и смежными отраслями.
ЖК: рецепт успеха
На бизнес-завтраке было представлено несколько кейсов успешных проектов жилых комплексов, признанных победителями в своих категориях.
Вера Сережина, руководитель направления клиентского опыта Группы RBI, рассказала, что компания акцентирует внимание на долгосрочных отношениях с клиентами. RBI не просто продает квартиры, а создает условия для комфортной жизни и стремится к высокой лояльности клиентов на протяжении всего жизненного цикла. «Выводя объект в продажу, внимательно следим за соответствием его составляющих элементов тем, что размещаются в рендерах. Нам важно, чтобы обещания на старте продаж совпадали с реальностью на готовом объекте», — уточнила Вера Сережина.
Сервис и внимание к деталям становятся конкурентным преимуществом.
Общая стратегия компании «КВС» на 2025 год выбрана под девизом «Год качества». Генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева отметила, что комплексный подход к улучшению качества работы включает в себя несколько позиций. Первый — приоритет на качестве строительства (введена новая должность директора по качеству). Создан отдел клиентского сервиса (отношения с клиентом не заканчиваются после подписания акта приема-передачи). Приложение «КВС для жизни» — удобный инструмент для связи с управляющей компанией, подачи заявок и оплаты коммунальных услуг — значительно улучшает клиентский опыт.
Успешная работа соседского центра и расширение его функций (подростковый клуб, бьюти-коворкинг) вносит значительный вклад в создание комьюнити и улучшение качества жизни жильцов.
Директор по продажам ELEMENT Анна Лукьянчук рассказала, что девелопер реализует в Санкт-Петербурге проекты премиум- и бизнес-класса. Кроме громких стартов новых проектов, которые сопровождаются яркими событиями для агентского сообщества, девелопер фокусируется на проработке продукта, усилении команды и, конечно, применении новых технологий продаж.
Холдинг Setl Group, по словам руководителя центра элитных проектов «Петербургской Недвижимости» (входит в холдинг Setl Group) Максима Ефанова, компания придерживается неизменных принципов. «К ним относятся стильная архитектура; высокие стандарты технического оснащения и неукоснительное соблюдение правила «строим то, что обещаем»; а также следование компанией своим ценностям», отмечает эксперт.
Среди тенденций элитного жилья Максим Ефанов называет снижение площади квартир и увеличение доли однокомнатных, двухкомнатных квартир и евро-трешек в объеме предложения. Среди причин такой динамики – развитая инфраструктура дома. Фитнес-клуб, спа-салон, клубные гостиные, переговорные в ЖК избавляют резидентов от необходимости размещать, например, спортивные тренажеры или кабинет в квартире.
Также среди тенденций рынка элитного жилья – более молодой возраст покупателя (часто это семьи с одним ребенком и холостые покупатели). Кроме того, у современных покупателей меняется отношение к планировке: предпочтение отдается функциональным пространствам, например, мастер-спальням с отдельными санузлами. Setl Group внимательно отслеживает изменения в портрете покупателя и адаптирует проекты к потребностям целевой аудитории.
Группа компаний «Вертикаль» с 2012 года прошла путь от небольшого проектного бюро до девелопера, осуществляющего полный цикл работ — от создания концепции до ввода в эксплуатацию.
Как отметил коммерческий директор ГК «Вертикаль» Роман Корнышев, в основе подхода компании лежит принцип полного соответствия заявленного качества конечному результату. Особое внимание уделяется проработке фасадов, общественных пространств, благоустройству территории и входным группам. Компания стремится к тому, чтобы каждый ее проект отличался исключительным уровнем детализации и продуманности на всех этапах реализации. Эффективное управление себестоимостью позволяет реализовывать проекты, сочетающие эстетику и надежность.
Апартаменты: умение рисковать
Операционный директор сети апарт-отелей Vertical Виктория Долголевец остановилась на концепции и преимуществах жилых комплексов, ориентированных на молодежь и активных людей.
Четыре составляющие комфорта в таких комплексах: обширные общие зоны для реализации идей, увлечений и бизнес-проектов резидентов; организация личного пространства; сильное сообщество единомышленников, в которое легко адаптироваться и возможность резидентам самим участвовать в организации и развитии комьюнити, создавая драйв и атмосферу.
Марк Лернер, генеральный директор компании «Петрополь», поделился опытом смелого решения переформатирования на старте проекта апарт-отеля GLER: «Мы приостановили работу и лично обзвонили каждого инвестора. К счастью, они нас поддержали. Вместо просто гостиничного апарт-отеля у нас будет первый в городе spa-апарт-отель с рестораном и современным spa-комплексом. В прошлом году мы сразу приняли стратегическое решение продавать апартаменты только с централизованным управлением…. И самое интересное произошло в конце прошлого года, когда на наш проект обратил внимание крупный отельный оператор – Wone Hotels. Им понравилась наша концепция «гостиницы в розницу», и они предложили нам партнерство».
Александр Погодин, партнёр и директор Управляющей компании Well, призвал к клиентоориентированности и умению адаптироваться к потребностям конкретного инвестора, а не пытаться навязать ему стандартные подходы к оценке доходности.
Компания стремится создать не просто жилое пространство, а целостную и комфортную среду для жизни, работы и отдыха. В центре внимания находится человек, его потребности и стремление к счастью. Застройщик готов инвестировать в качество и функциональность, создавая инфраструктуру, которая удовлетворяет разнообразные потребности жителей.
Придерживаясь концепции well-being, компания демонстрирует стремление создавать проекты, которые отвечают не только финансовым интересам, но и потребностям людей в комфорте и красоте. По мнению Александра Погодина, на рынке явный недостаток предложений для семей в сегменте апартаментов высокого уровня. Ощущается дефицит апартаментов, подходящих для семейного проживания, особенно на длительный срок
Загородные проекты – ставка на экспертность
Управляющий партнер ООО «Загородная перезагрузка» Проект «Семиозерье» Катерина Соболева успех проекта связывает с развитым сообществом инвесторов, в формирование которого компания много вкладывает экспертности.
Команда проекта имеет опыт в апартаментах, загородной и девелоперской недвижимости, что позволяет учитывать множество трендов при формировании продукта и адаптации к новым условиям рынка недвижимости.
Директор по развитию «СЗ «Ленинское» «Моменты. Repino» Ян Яницкий считает, что успех проекта обусловлен сочетанием удачного местоположения, продуманной концепции, привлекательной цены на старте и постоянным стремлением к улучшению. Ориентация на рассрочку и готовность идти навстречу клиентам также способствуют высоким продажам.
Управляющий партнер, сооснователь «Пазл Реалти» Марина Шкурко считает, что нельзя проектировать коттеджный поселок, опираясь лишь на личные ожидания и возможности инвестора. Ключевыми факторами успеха являются: учет местоположения, концепции и целевой аудитории, а также анализ текущих и будущих реалий рынка загородной недвижимости.
Благополучие клиента
Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости компании Nicoliers (независимый консультант конкурса «Доверие потребителя») считает, что благополучие человека реализуется в пяти основных сферах: здоровье, профессии, финансах, социальных связях и общественной вовлеченности. Все они взаимосвязаны, и каждый из них влияет друг на друга.
Поэтому, когда девелопер, вкупе со своим партнером, УК, подходит с заботой к своему покупателю, предоставляет больше сервиса и сервисов — он позволяет покупателю чувствовать больше любви к себе. А, значит, влияет напрямую на благополучие клиента.
Еще лучше понимать покупателя и решать его задачи, уметь превзойти ожидания, объединяться и укреплять его систему ценностей — необходимые факторы для работы с молодеющим и требовательным клиентом и новая реальность рынка».
В заключении бизнес-завтрака Валентина Нагиева напомнила о начале подготовки к конкурсу «Доверие потребителя-2025»,
Новый конкурс стартует в мае с интернет-голосования, сейчас активно формируются списки номинантов и номинаций, вносятся изменение в Положение о конкурсе и формируется состав Экспертного совета конкурса.
Участие в конкурсе, как всегда, бесплатное. Прием самостоятельных заявок 1 апреля – 1 июня 2025 года.