Сетевой маркетинг, он же многоуровневый маркетинг или МЛМ-бизнес (от английского multilevel marketing, MLM) — это система прямых продаж, при которой компания не договаривается о реализации товара с торговыми сетями, а продвигает его силами собственных дистрибьюторов. То есть не ждёт, когда потенциальный клиент зайдёт в магазин, а сама идёт к нему со своей продукцией.
Заработать в этом бизнесе можно двумя способами: непосредственно на продажах (цена товара для распространителя всегда ниже, чем указано в каталоге для покупателей) и на привлечении новых дистрибьюторов. Участник бизнеса привёл под своё начало двух человек — получилась двухуровневая команда. Те привлекают ещё нескольких людей — образуется новый уровень. Теоретически так может продолжаться сколько угодно долго. Лидер команды создаёт многоуровневую сеть продавцов (поэтому маркетинг и называется сетевым) и получает проценты от их продаж или бонусы от компании.
Если изобразить эту схему графически, она будет напоминать равнобедренный треугольник или пирамиду. Поэтому создателям финансовых пирамид не так сложно замаскировать свою мошенническую деятельность под МЛМ-компанию. Они обещают дать людям возможность хорошо заработать, а на деле лишь выманивают деньги. Вычислить откровенных аферистов или не слишком добросовестных предпринимателей можно по ряду признаков.
Осторожно: мошенники!
МЛМ-компании в первую очередь занимаются продажами. Существует реальный продукт, которым они торгуют, а иногда и сами производят. Задача финансовой пирамиды исключительно в привлечении новых участников, которые принесут деньги. Там нет товара, или он не играет важной роли в бизнесе и существует для прикрытия. Вот в каких случаях связываться с компанией точно не стоит.
Маркетинг без продаж
Компания заявляет, что занимается сетевым маркетингом, но даже не делает вид, что что-то продаёт. Участники должны платить взносы и привлекать новых людей, которые так же принесут деньги. Обычно им обещают доход по достижении определённого уровня в иерархии, а подняться можно за счёт прихода новых участников на более низкие ступени.
Это классическая схема работы финансовой пирамиды, не имеющая отношения к сетевому маркетингу, где есть товар, который можно продать и купить. Конструкция рухнет, когда приток новых участников начнёт иссякать. Доход получит только верхушка, поспешив после этого свернуть проект и оставив других участников ни с чем.
Торговля воздухом
Есть и более сложная схема — её организаторы тщательнее маскируются под МЛМ-компании. Какой-то товар действительно есть, и его вроде можно продавать. Но этим процессам уделяется минимум внимания. Новым участникам быстро дают понять, что по-настоящему заработать можно, только вступив в «закрытую программу» или купив «премиальное членство» (называться это может по-разному, но суть одна — заплатить за нечто эфемерное), а потом агитировать приобрести его и других новичков. По сути это та же финансовая пирамида, только чуть лучше закамуфлированная.
Сомнительные товары по заоблачным ценам
Некоторые компании занимаются продажей странных товаров по сильно завышенным ценам, называя их «премиальными». Вам могут предложить торговать лопатками для переворачивания котлет, «изготовленными по технологии НАСА», по 3000 рублей за штуку. Такую же можно заказать из Китая за доллар. Но вам назовут тысячу причин, почему этот товар уникальный, а бизнес — выгодный. Если вовремя не включить критическое мышление, вам продадут целый комплект космических поварёшек по космической цене. Перепродать его за сопоставимые деньги вряд ли удастся. Зато вам предложат бонусы за привлечение новых участников в это «выгодное предприятие».
В этой схеме товар присутствует, но вы платите большие деньги за то, что он имеет очень низкую ценность. Получается почти та же «торговля воздухом».
Стоит сомневаться, если…
Некоторые МЛМ-компании существуют десятилетиями и имеют неплохую репутацию. Но существуют фирмы, к деятельности которых есть этические вопросы, хотя с точки зрения закона они могут быть чисты. В таких компаниях вряд ли удастся заработать, наоборот — вы можете потерять деньги. Вот что должно насторожить.
Золотые горы вырастут сами
Компании, работающие в сфере сетевого маркетинга, устраивают встречи и презентации для потенциальных участников. Если вас с порога пытаются убедить, что можно стать миллионером, не вставая с дивана, — вы оказались в не самой честной компании. Сетевой маркетинг, как и любая другая работа, требует приложения усилий.
«Всего год назад я работала кассиром в супермаркете, а сегодня езжу на роллс-ройсе и отдыхаю в лучших отелях Дубая, уделяя работе всего час в день» — такие заявления должны насторожить. Уважающие себя компании рассказывают о своём продукте и описывают реальные схемы заработка. Если после презентации вы можете вспомнить только фото дорогих машин и белоснежных пляжей, а ещё то, что заработать на это «очень просто», хорошенько подумайте, стоит ли связываться с такой фирмой.
Расходы без доходов
Часто МЛМ-компании предлагают новичкам так называемый стартовый пакет. То есть для начала работы нужно купить небольшой (или большой) набор товаров, чтобы лично ознакомиться с продукцией. К тому же компания даст хорошую скидку на свои шампуни или экологичные средства для мытья полов. Возможно, они окажутся действительно качественными и полезными в хозяйстве.
Намного хуже, если помимо стартового пакета есть обязательные ежемесячные закупки на определённую сумму. Быстро сбыть купленный товар может не получиться. Вы будете постоянно вкладывать свои деньги, а дома появятся залежи баночек скраба для тела или пачек травяного чая для укрепления иммунитета. Единственный плюс в том, что подарки родственникам будут припасены на несколько лет вперёд. Но вряд ли ради этого вы шли в сетевой маркетинг.
Возникает вопрос: зарабатываете вы или зарабатывают на вас? Во многих сетевых компаниях главными покупателями становятся сами дистрибьюторы. Ищите такие фирмы, где не нужно делать заказы, пока не нашёлся реальный клиент.
Уйти нельзя остаться
Сотрудничество с компаниями, работающими по принципу сетевого маркетинга, часто привлекает дружелюбностью и душевной атмосферой. Для многих это приятный контраст на фоне того, с чем приходилось сталкиваться на предыдущих работах.
Фирмы организуют для своих дистрибьюторов собрания, больше похожие на шоу. На них выступают артисты, а руководители произносят речи о том, что «все мы — одна большая семья». К этому можно относиться по-разному: и как к развлечению, и как к «зомбированию». Ничего незаконного в таких приёмах нет, но стоит быть внимательнее. Создание атмосферы взаимной поддержки, позитивная мотивация — всё это вроде неплохо. Только на накачку позитивом можно «подсесть» и уйти будет сложно психологически, даже если доходы не оправдают ожиданий.
Бывают и более жёсткие манипуляции. Человек не всегда сразу понимает, что его втянули в сомнительное предприятие, но тревогу начинают бить родственники. Тогда новичка стараются убедить, что окружающие завидуют и не хотят, чтобы он разбогател. Ему советуют отстраниться от близких или не рассказывать им о работе. Это очень тревожные звоночки. Стоит послушать родных и распрощаться с такой компанией как можно скорее.
Всё не так уж плохо
Для успешной работы в МЛМ нужно обладать особым складом характера и определённым набором качеств. Если вы открытый и коммуникабельный человек, вам легко завести беседу с незнакомцем, а отказы (даже в грубой форме) вы не принимаете близко к сердцу — можно попробовать. На более продвинутом уровне пригодятся лидерские и менеджерские качества. Недостаточно просто собрать многоуровневую сеть продавцов — придётся постоянно поддерживать боевой дух команды и мотивировать участников. Иначе всё быстро развалится.
Важно помнить, что сетевой маркетинг не пассивный доход, как его иногда пытаются представить. Это бизнес, и чтобы в нём преуспеть, нужно работать, а высокий или стабильный заработок никто не гарантирует. Если вы всё же решились, вот как выбрать компанию, сотрудничество с которой не принесёт сплошных разочарований.
Узнайте больше о работодателе
Собирайте больше информации о компании, с которой хотите работать. Если фирма находится в иностранной юрисдикции, это не показатель надёжности и международного статуса, а повод сомневаться. В случае возникновения проблем, судиться придётся где-нибудь на Кипре или Виргинских островах. То есть летать туда за свой счёт и платить местным адвокатам. Мошенники таким образом страхуют себя от юридических рисков. Крупные иностранные МЛМ-компании, наоборот, регистрируют российские ЗАО или ОАО и работают по российским законам.
Читайте отзывы в интернете, не только на сайте компании. О любой фирме, особенно известной, будут негативные публикации. Но их не должно быть большинство. Сплошные восторженные отзывы при полном отсутствии критики или хотя бы нейтральных оценок — тоже повод задуматься. Возможно, компания существует недавно, хвалебные комментарии написаны её же менеджерами, а реального опыта взаимодействия с ней пока мало.
Выбирайте компании, которые делятся знаниями
Добросовестные МЛМ-компании заинтересованы в продаже своих товаров. Поэтому и для новичков, и для тех, кто работает с ними давно, проводятся семинары и мастер-классы, где можно получить знания или навыки. На них рассказывают о новых продуктах, техниках продаж, о том, как грамотно общаться с потенциальными клиентами, как продвигать товары в соцсетях и настраивать рекламу. Фирмы, торгующие косметикой, устраивают лекции об уходе за кожей, а продавцы БАДов — о правильном питании и здоровом образе жизни.
Если встречи компании посвящены рассказам о богатстве и успехе, которые вас обязательно ждут, но рабочих инструментов для их достижения не предлагается, лучше не тратить на это своё время.
Выбирайте продукцию, которая вам нравится
Посредством сетевого маркетинга продаётся много разных товаров — от косметики и бытовой химии до сложной техники. Выбирайте то, что чем вы уже пользовались или готовы были бы купить. Предлагать другим людям такие вещи психологически легче, и вы будете чувствовать себя увереннее. Тому, кто ненавидит готовить, вряд ли стоит связываться с продажей кастрюль или кухонных комбайнов.
Кроме того, компании продают товары своим дистрибьюторам дешевле. Часто скидки действительно существенные. Даже если не получится заработать, у вас будет возможность сэкономить на вещах, которые вы хотели бы приобрести для себя.
Не всегда дело в деньгах
Дистрибьюторы МЛМ-компаний часто говорят, что сетевой маркетинг помог им расширить круг общения. Для многих людей с постоянным источником дохода (например, пенсионеров) это занятие — больше хобби, чем работа. Оно приносит мало денег, зато не отнимает много времени, даёт возможность заводить новые знакомства, общаться и ходить на мастер-классы. Но это, конечно, дело вкуса и предпочтений.
В любом случае к вопросу выбора фирмы для сотрудничества стоит подходить максимально критически. Важно, чтобы компания не требовала от вас финансовых вложений и не заставляла никого обманывать, схема работы была понятна и прозрачна, а вы были уверены в качестве продукции и предлагать её другим было не стыдно.