Найти тему

В Самару! Чайные магазины и почти сталинский доходный дом семьи Зарубаловых

Как известно, «чаем на Руси еще никто не подавился». Еще, по словам В.Г. Белинского, ”русский народ не мог жить без чая, и пил его по пять раз в день дома и пять раз в трактирах

Чайный магазин Перлова в Москве на Мясницкой
Чайный магазин Перлова в Москве на Мясницкой

Любимый предками напиток на Руси появился еще в 1638-м году в качестве подарка царю Михаилу Романову в знак дружбы от китайского императора. Первое время «китайская камелия», доставляемая по караванным тропам, была доступна только людям богатым, стоила очень дорого, хранилась в запечатанных ларцах вместе с драгоценностями и только с приходом капитализма напиток пошел в широкие массы. Чай начали выращивать и в Индии, и на Цейлоне и даже на Кавказе. Ввоз импортного чая, облагаемого 100% акцизом, хорошо пополнял государственную казну. Да и российское купечество торговлю чаем ставило в первые ряды в списке доходных направлений.

Державшиеся "трезвых обычаев" старообрядцы чай тоже приняли не сразу.
Державшиеся "трезвых обычаев" старообрядцы чай тоже приняли не сразу.

Самара стала чайным городом в 19-м веке. Крупные склады располагались на Соборной и принадлежали М.А. Егорову-Андрееву, а свыше двух десятков небольших чайных магазинов были разбросаны по всей Самаре и активно конкурировали между собой, борясь за покупателя. Среди маркетинговых ходов была и бесплатная доставка по домам и даже летним дачам в фирменной карете, и «праздники чая», когда фирма проводила дегустации новых сортов, не представленных на рынке.

Брис Кустодиев, "Купчиха за чаем"
Брис Кустодиев, "Купчиха за чаем"

Но истинные знатоки, знавшие всю чайную иерархию – черные и цветочные ароматические, императорские зеленые и желтые, букетный белый – отдавали предпочтение торговому дому К.Н. Зарубалова.

Усадьба Зарубаловых на Молодогвардейской,71 по соседству с братьями Матвеевыми
Усадьба Зарубаловых на Молодогвардейской,71 по соседству с братьями Матвеевыми

Один из самых успешных самарских бизнесменов «чайного» направления владел магазинами на Панской, Соборной и Воскресенской (ныне Самарской) площади. По отзывам современников, в его магазинах была тишина, стоял нежный аромат чая, а прилавки украшали большие китайские вазы.

Дом Зарубалова (или Маркова?) на нынешней Ярмарочной, 16
Дом Зарубалова (или Маркова?) на нынешней Ярмарочной, 16

При появлении покупателя приказчик встречал его, как любимого родственника – предлагал разные сорта, описывал способы заварки. Тут же предлагались чайные принадлежности - китайские и японские заварочные чайники, тростниковые венчики для размешивания, чайные ложки и сервизы. Одного только сахара предлагалось больше десяти сортов – виноградный, лимонный, фруктовый, плиточный и так далее. Уйти без покупки было невозможно. Торговый дом Зарубаловых был примером династии – «чайное дело» Н.Г Зарубалова продолжил его сын К.Н. Зарубалов.

Дореволюционное фото доходного дома Зарубалова
Дореволюционное фото доходного дома Зарубалова

Теперь о том, где потомственные продавцы культового напитка проживали и что от них городу осталось.

Если не разглядывать детали лепного декора - типичная сталинская неоклассика
Если не разглядывать детали лепного декора - типичная сталинская неоклассика

Семейная усадьба Зарубаловых находится на Молодогвардейской, 71. Как видим, «чайные короли» соседствовали с «королями обувными» - братьями Матвеевыми. В бывшем владении Прасковьи Федоровны Зарубаловой сохранился как скромный мещанский «полукаменный» домик в три окна, верхний деревянный этаж которого украшен пропильной резьбой, так и элегантный оштукатуренный кирпичный особняк с большими окнами. Фасад его лаконично декорирован угловыми и простеночными пилястрами и запоминается фигурной парапетной стенкой со столбиками рельефными карнизными поясами. Согласно архивным документам, построен был в 1898-м году.

Только капители не сталинские
Только капители не сталинские

А еще один дом, называемый доходным домом Зарубалова и так же признанный объектом культурного наследия, появился в 1910-м году в районе Воскресенской (теперь Самарской) площади. Четырехэтажный особняк был в то время самым высоким и видным зданием в округе.

 Фото Натальи Масловой
Фото Натальи Масловой

Композиция его включает два эркера с треугольными фронтонами и три основные части фасада. Витринные окна первого этажа предполагают размещение торговых заведений, простенки в уровне второго и третьего этажей оформлены пилястрами с коринфскими капителями, а поле подоконного парапета облицовано яркой зеленой плиткой. Карниз поддерживается консолями с растительным орнаментом. Удивительно то, что общий облик здания, построенного в 1910-е годы, зрительно воспринимается как постройка уже советских времен, ассоциируясь со сталинской неоклассикой.

Фото Натальи Масловой
Фото Натальи Масловой

Есть и еще один не вполне объяснимый момент – среди владельцев усадебного места фамилия Зарубаловых не фигурирует. Согласно архивным документам, а августе 1911-го участок с мелкими жилыми и хозяйственными постройками купил самарский купец Н.Ф. Марков, получивший разрешение на постройку каменного трехэтажного дома с мансардой при условии сноса девяти построек, имеющихся на усадебном участке. Можно предположить, что название «Дом Зарубалова» сохранилось потому, что первый этаж был арендован под один из его магазинов – но как объяснить тогда явную стилистическую близость усадебного дома Зарубаловых на Соборной и четырехэтажного гиганта на Воскресенской площади? Ведь сходство очевидно, и, хотя автор неизвестен, напрашивается предположение, что оба проекта были созданы одной рукой.

Эркер
Эркер

В завершение чайной темы – дореволюционная присказка: «С чем будете чай пить: с ложечкой или с сахаром?»,

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете