Найти в Дзене

Октябрь 1915 года: десант на Домеснес

Приветствую вас друзья! Может ли кавалерия атаковать с моря? Может, если это русская кавалерия! Единственный за всю первую мировую войну десант на Балтике был произведен как раз совместно моряками и... кавалеристами.

Картина "Десант в Рижском заливе 1915 г." Художник А.А. Алёшин. Изображение в открытом доступе.
Картина "Десант в Рижском заливе 1915 г." Художник А.А. Алёшин. Изображение в открытом доступе.

Кампания 1915 года стала для русской армии тяжелым испытанием. Острый недостаток вооружения и боеприпасов привел к "великому отступлению" под натиском превосходящего противника и оставлению существенной части западных территорий Империи. К концу июля 1915 года северный фланг русско-германского фронта проходил в 30-40 километрах западнее Риги, упираясь в побережье Рижского залива.

Враг наступал и на море. В августе 1915 года немецкий флот попытался прорваться в Рижский залив. В итоге прорыв все же имел место быть, но не сумев уничтожить русские морские силы и не имея опоры на суше, флот кайзера вынужден был покинуть воды залива. При этом угроза захвата Риги с суши сохранялась. О подготовке немцами крупного наступления на данном направлении сообщала и разведка. Требовалось срочно облегчить положение наших войск.

Этим активно занимались Морские силы Рижского залива - временное объединение кораблей, подводных лодок и морской авиации русского Балтийского флота, задачей которого являлась как непосредственно оборона залива, так и поддержка сухопутных частей действовавших на приморском направлении. Основу ее составила Минная дивизия Балтфлота (36 эсминцев и миноносцев), а также четыре канонерские лодки, минный заградитель, дивизион подлодок и старый линкор-додредноут "Слава". Воздушный компонент был представлен отрядом из четырех гидропланов, базировавшемся на гидроавиатранспорте "Орлица" и 2-й станцией гидроавиации флота (12 самолетов), действовавших с аэродрома на острове Эзель. Командование МСРЗ было возложено на начальника минной дивизии контр-адмирала П.Л. Трухачева.

Линейный корабль "Слава". Настоящий Герой обороны Рижского залива в  1915-1917 годах.
Линейный корабль "Слава". Настоящий Герой обороны Рижского залива в 1915-1917 годах.

В начале сентября Трухачев неожиданно получил травму (вывих ноги) и выбыл из строя. Командующий Балтфлотом вице-адмирал В.А. Канин назначил временно командующим Минной дивизией капитана 1-го ранга Александра Васильевича Колчака (да-да того самого, который Адмиралъ). Колчак, ранее бывший начальником оперативного отдела штаба флота, сразу же энергично взялся за дело, поставив себе целью помешать немецким наступательным планам. Он одним из первых понял, что новая война на море требует новой тактики, точнее хорошо забытого с времен Ф.Ф. Ушакова умения воевать вместе с армией, прикрывая ее фланги, поддерживая ее огнем корабельных орудий, высаживая десанты. Первым делом новоиспеченный комдив отправился в Ригу, где встретился с командующим 12-й армией Северного фронта генералом Р.Д. Радко-Дмитриевым, для выработки совместного плана дальнейших действий и налаживания взаимодействия между флотом и сухопутными частями, действовавшими на южном берегу Рижского залива. Положительные результаты были достигнуты уже в начале октября во время боев у Кеммерна. Немцам удалось захватить этот городок под Ригой, но контрудар русских войск, своевременно поддержанных метким огнем тяжелой корабельной артиллерии выбил их оттуда.

Гидроавиатранспорт "Орлица". Бывший грузопассажирский параход, мобилизованный с началом войны. Четыре гидросамолета размещались в легких ангарах на верхней палубе. Для самообороны нес четыре 75 -мм пушки.
Гидроавиатранспорт "Орлица". Бывший грузопассажирский параход, мобилизованный с началом войны. Четыре гидросамолета размещались в легких ангарах на верхней палубе. Для самообороны нес четыре 75 -мм пушки.

Идеей Колчака по противодействию германскому наступлению стала десантная операция с целью посеять панику в германском тылу и заставить немцев оттянуть часть сил с фронта. Штаб флота идею принял, мягко говоря, без энтузиазма. Объективные причины для этого были - для более-менее крупного морского десанта не было в наличии достаточно войск и высадочных плавсредств. Но Колчак был человеком упорным и сумел добиться своего, хотя ему и пришлось сократить масштабы операции до минимума.

Участвовать в высадке должны были две роты морской бригады, спешенный эскадрон драгун 20-го Финляндского драгунского полка, подрывная партия и пулеметная команда сформированная из моряков линкора "Слава" - всего 490 бойцов при трех пулеметах и трех "автоматах" - так указано в одном из источников - рискну предположить что под этим наименованием имелись ввиду ручные пулеметы. Командование отрядом было поручено командиру эсминца "Инженер-механик Дмитриев" капитану 2-го ранга Павлу Оттоновичу Шишко. Офицеры десанта были из числа добровольцев, набранных на эсминцах. За исключением драгун, остальные участники операции не имели опыта боевых действий на суше. В свою очередь драгуны не имели ни малейшего представления о посадке-высадке и управлении плавсредствами, с помощью которых должна была производиться высадка на берег. Офицер эсминца "Новик" Г.К. Граф, бывший одним из свидетелей и участников тех событий, так характеризовал импровизированный характер сил, предназначенных для высадки:

В общем, получился довольно-таки пестрый состав, совершенно неопытный в такого рода операциях. Только на драгун еще можно было положиться, а все другие были очень ненадежны.

Для поддержки десантников было выделено корабельное соединение, состоявшее из линейного корабля "Слава", канонерских лодок "Грозящий", "Храбрый", гидроавиатранспорта "Орлица" и 5-й, 6-й и 9-й дивизионы миноносцев. Непосредственно для перевозки отряда были назначены канонерская лодка "Храбрый" и тральщик "№ 5", с эскортом из миноносцев 5-го дивизиона. "Слава" и остальные корабли должны были произвести обстрел места высадки и в дальнейшем поддержать десант огнем.

Общее руководство операцией осуществлял А.В. Колчак, державший флаг на "Славе".

Командиры руководившие операцией. Слева А.В. Колчак (1874-1920). Справа П.О. Шишко (1881-1967). Оба были ветеранами русско-японской войны: Колчак участвовал в обороне Порт-Артура командовал миноносцем, а после артиллерийской батареей на сухопутном фронте крепости, Шишко участвовал в Цусимском сражении на броненосце "Генерал-адмирал Апраксин". Оба попали в плен к японцам. После десанта на Домеснес Шишко продолжил сухопутную карьеру - летом 1917 года пошёл добровольцем в сухопутный отряд, составленный из матросов-охотников — Ревельский морской батальон смерти. За отличие в боях произведён 6 октября 1917 года в капитаны 1-го ранга. В октябре 1917 года принял командование Ревельским морским батальоном смерти. Во время обороны Моонзундских островов был пять раз ранен, и, решив оставить остров последним, попал в плен. Про Шишко говорили, что это офицер, не знающий чувства страха. Во время Гражданской войны находился в Северо-Западной армии, где командовал танковым батальоном. В эмиграции с 1921 года, жил в США, где и умер. О судьбе адмирала Колчака, думаю, здесь упоминать излишне.
Командиры руководившие операцией. Слева А.В. Колчак (1874-1920). Справа П.О. Шишко (1881-1967). Оба были ветеранами русско-японской войны: Колчак участвовал в обороне Порт-Артура командовал миноносцем, а после артиллерийской батареей на сухопутном фронте крепости, Шишко участвовал в Цусимском сражении на броненосце "Генерал-адмирал Апраксин". Оба попали в плен к японцам. После десанта на Домеснес Шишко продолжил сухопутную карьеру - летом 1917 года пошёл добровольцем в сухопутный отряд, составленный из матросов-охотников — Ревельский морской батальон смерти. За отличие в боях произведён 6 октября 1917 года в капитаны 1-го ранга. В октябре 1917 года принял командование Ревельским морским батальоном смерти. Во время обороны Моонзундских островов был пять раз ранен, и, решив оставить остров последним, попал в плен. Про Шишко говорили, что это офицер, не знающий чувства страха. Во время Гражданской войны находился в Северо-Западной армии, где командовал танковым батальоном. В эмиграции с 1921 года, жил в США, где и умер. О судьбе адмирала Колчака, думаю, здесь упоминать излишне.

Изначально предполагалось десантироваться в местечке Роен - по данным разведке немцы готовились создать там морской опорный пункт и уже начали строительство укреплений. Но поднявшийся ветер, и сильное волнение делали высадку десанта на открытый берег весьма затруднительной. Тогда Колчак решил высадить десант севернее, за маяком на мысе Домеснес, где берег был укрыт от ветра и зыби.

Карта района боевых действий. Мыс Домеснес расположен в самой северо восточной оконечности Курляндского полуострова, а чуть южнее распоожена деревня Саунакен. Именно здесь и развивались основные события.
Карта района боевых действий. Мыс Домеснес расположен в самой северо восточной оконечности Курляндского полуострова, а чуть южнее распоожена деревня Саунакен. Именно здесь и развивались основные события.

Рано утром 9 (22) октября 1915 года операция началась. Над мысом появились гидропланы с "Орлицы", которые провели воздушную разведку и отбомбились по зоне высадки. Линкор "Слава" произвел отвлекающую бомбардировку немецких позиций в районе Роена. Канонерки и миноносцы в это же время открыли огонь по берегу. Пока снаряды корабельной артиллерии перепахивали пляж, десантники устремились к месту высадки, расположенному рядом с деревней Саунакен. Корабельные баркасы доставили бойцов почти к самому берегу. Дальше начиналось мелководье, и на песчаный пляж мыса десантникам пришлось выходить вброд. Поскольку немцы не ожидали высадки в данном районе десант смог высадиться безо всякого противодействия. К 7.15 высадка была успешно завершена и десантники даже смогли привести себя в порядок. Затем построившиеся в боевой порядок подразделения русских морпехов и драгун выдвинулись к мысу Домеснес для уничтожения маяка и ранее выявленных там береговых укреплений немцев.

Уже когда наши части начали выдвигаться в направлении маяка на берегу появились два отряда ландштурма, по 70 человек каждый. Они несли там сторожевую службу и в этот момент сменяли друг друга. Опытный морской офицер, кавторанг Шишко не растерялся и на суше. В результате скоротечного боя оба немецких отряда были разбиты. Причем второй отряд немцев был разгромлен в штыковой атаке: ландштурмисты от неожиданности не успели даже открыть огонь. Всего за время боя неприятельские потери составили убитыми 1 офицер и 42 солдата. Ещё семеро взято в плен. Остальные остались лежать раненными или разбежались.

Канонерская лодка "Храбрый", в операции сыграла роль десантного корабля.
Канонерская лодка "Храбрый", в операции сыграла роль десантного корабля.

Следующей целью десанта стал захват и разрушение опорного пункта, который немцы оборудовали недалеко от мыса, что и было проделано. Десантники уничтожили блиндажи, окопы, наблюдательный пункт, маяк. Чтобы затруднить подход подкреплений к противнику, подрывники уничтожили ряд мостов на прибрежных дорогах. На немецких позициях удалось захватить важные документы об организации немецкой обороны.

Ближе к вечеру немцы очнулись и начали стягивать силы для борьбы с десантом - к югу от Домеснеса воздушная разведка обнаружила движение крупных немецких колонн. Шишко, грамотно оценив обстановку, приказал своим людям отходить к месту высадки. Выполнив поставленные боевые задачи десант в полном составе, вместе с захваченными пленными, был принят на корабли, которые около 17. 50 по местному времени покинули место операции. Наши потери составили составили четыре раненых моряка.

Сама по себе операция интересна тем, что является первой комбинированной операцией русского флота, в которой были задействованы силы десанта корабли и авиация. В некоторой степени ее можно считать прообразом рейдов Второй мировой. Учитывая, что подготовка операции проходила в довольно сжатые сроки и задействованные в ней войска не прошли необходимого обучения и боевого слаживания рейд прошел на редкость удачно.

Заслуживает внимания умелое введение противника в заблуждение. Немцы уже были "приучены" к обстрелам побережья, поэтому появление русских кораблей было ими принято за очередное подобное мероприятие. Дополнительным отвлекающим фактором стал демонстративный обстрел германских позиций в районе Роена.

Разведывательное обеспечение как перед, так и непосредственно во время проведения операции было весьма качественным. Большую пользу в этом принесла авиагруппа "Орлицы".

Спуск на воду летающей лодки F.B.A. Type С с борта гидроавиатранспорта "Орлица", 1915 г. Как раз такие самолеты использовались в операции у Домеснеса
Спуск на воду летающей лодки F.B.A. Type С с борта гидроавиатранспорта "Орлица", 1915 г. Как раз такие самолеты использовались в операции у Домеснеса

Про артиллерийскую поддержку и говорить не стоит - ее было даже с избытком. К "услугам" десанта была многочисленная артиллерия калибром от 75 до 305 мм.

Руководство операцией также оказалось на высоте. Колчак успешно справился с координацией действий разнородных сил. Непосредственно командовавший десантом капитан 2-го ранга Шишко, как сухопутный командир, также проявил себя с положительной стороны, несмотря на отсутствие необходимого опыта и импровизированный характер вверенных ему сил.

Русские моряки, экипированные для действий на суше
Русские моряки, экипированные для действий на суше

К явным минусам помимо слабой подготовки десантных частей, о которой уже было сказано, можно отнести отсутствие специальных высадочных плавсредств, имевших малую осадку и позволявших высадку непосредственно на берег.

В последствие А.В. Колчак, уже будучи командующим Черноморским флотом, использовал полученный при Домеснесе практический опыт в планировании десанта на Босфор. В 1916 году под его руководством была проведена масштабная подготовка к операции: для высадки в первом эшелоне целенаправленно создавалась и готовилась Отдельная Черноморская морская десантная дивизия, была создана флотилия десантных судов - около 50 десантных самоходных барж (каждая рассчитана на перевозку пехотного батальона или двух полевых батарей) и порядка 30 судов для погрузки - выгрузки войск, был сформирован корпус тральщиков и освоены методы ночного траления. Осуществлялась усиленная разведка - как побережья, так и Босфорского укрепленного района, в том числе и путем высадки агентов военно-морской разведки. В общем работа была проделана колоссальная. Но, увы, осуществить замысел адмиралу не довелось: сначала операцию перенесли на 1917 год, а там, после известных событий, уже стало не до десантов.

Невзирая на весьма скромный масштаб рейда на Домеснес, он имел важные последствия. Проведённый Колчаком десант стал для германского командования веским доказательством возможности проведения аналогичных операций уже более крупными силами. Все задачи, ради которых проводилась операция, были выполнены: немцы стали опасаться за свои тылы и в дальнейшем им пришлось для защиты береговой линии снять часть войск с фронта, тем самым ослабив натиск на Ригу. Однако с нашей стороны попыток повторить так и не произошло...

Источники: "Боевая летопись русского флота. Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г." Под ред. капитана 1 ранга Н. В. Новикова, В. Краснов "Колчак. И жизнь и смерть за Россию", Г.Граф "На "Новике". Балтийский флот в войну и революцию". Меркушов В.А. "Из дневника подводника. Записки командира подводной лодки "Окунь" 1914–1915 гг.", Артемьев А. Морская авиация Отечества в Первой мировой. // Журнал "Авиация и космонавтика". № 4 - 2011. 

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"

Интересные каналы, которые советуем Вам почитать (каталог)