Найти тему
Бородатый Бард

Открытка для Гитлера

В 2016 году на экраны кинотеатров выходит картина «Одни в Берлине» - историческо-драматический фильм совместного производства Германии, Великобритании и Франции. Этот фильм - далеко не первая экранизация романа Ганса Фаллады «Каждый умирает в одиночку», однако именно в XXI веке роман завоевал популярность. Более того, в эти годы книга была издана заново, такой, какой ее задумывал немецкий писатель. С чем связан такой интерес и о чем рассказывает эта история? С вами Бородатый Горец и сегодня мы поговорим о страшных событиях Второй мировой и о тех, кто осмелился противостоять нацистскому режиму.

Еще ни один военный конфликт не оставил после себя таких последствий, как Вторая мировая война. Даже примерное количество жертв по-прежнему неизвестно – мнения исследователей разнятся от 54 до 80 и более миллионов человек. Потому и противостоявших нацисткой, либо фашисткой угрозе помнят до сих пор – о поступках многих из них общественность узнает спустя десятилетия, очень часто после их ухода из жизни.

Не секрет, что и в самой Германии было немало тех, кто не принял власти Адольфа. Ровно через пять месяцев после ареста Фленсбургского правительства, служившего последним оплотом власти Третьего рейха, в ноябрьском номере журнала «Ауфбау»(«Возрождение») выходит статья авторства немецкого писателя Ганса Фаллады с довольно примечательным заголовком -"Сопротивление, которое все же существовало". Прежде чем поговорить о том, что же это была за статья, обратимся к личности самого Фаллады. Рудольф Дитцен – таким было его настоящее имя, был одним из немногих писателей, не покинувших Германии после прихода к власти Гитлера. Остро не поддерживающий власть нацистов, Фаллада не уехал за границу, продолжая писать - его книги запрещались, дважды писатель попадал за решетку. В своих романах, таких как "Кто однажды отведал тюремной похлебки" (1934), "Волк среди волков" (1937) и "Железный Густав" (1938) Фаллада пытался отстаивать независимость суждений и верность жизненной правде, однако в то же время нередко редактировал свои произведения по требованию немецких властей. Вообще жизнь Ганса Фаллады вполне заслуживает отдельной статьи – довольно неоднозначный был человек, однако именно на нем остановил своей выбор Иоганнес Бехер, еще одна фигура этого рассказа. Поэт Иоганнес Бехер был президентом учрежденной 8 августа 1945 года в Берлине организации «Культурбунд за демократическое возрождение Германии». Главной задачей «Культурного союза ГДР» Бехер считал создание антифашисткого общегерманского консенсуса деятелей культуры и искусства, не запятнавших себя активным сотрудничеством с нацистами. Потому неудивительно, что именно в руки Бейхера попали обнаруженные в октябре 1945 года документы нацистского народного суда – три папки дела супругов Хампель, который тут же получил передать документы Фалладе, считая, что из всего этого может выйти хороший роман. И действительно, в 1947 году выходит роман «Каждый умирает в одиночку», многими признанный лучшей книгой, когда-либо написанной о немецком сопротивлении – роман, ставивший точку в начатом в статье «Ауфбау» рассказе о подвиге Отто и Элизы Хампелей.

«Мне хочется показать, как маленький человек из самой гущи народа ведет борьбу - с самого начала безнадежную - против гитлеровской государственной машины и как эта тирания, подобная слону, размалывает в порошок маленького человека, который не может представлять для нее никакой опасности».- писал Фаллада в газете «Теглихе рундштау» (25 октября 1945)
Отто и Элиза Хампель. Фотографии, сделанные сразу после задержания
Отто и Элиза Хампель. Фотографии, сделанные сразу после задержания

В трех папках, переданных Фалладе, находился текст смертного приговора, вынесенного 22 января 1943 г. "от имени немецкого народа" Отто и Элизе Хампель, а также материалы следствия и судебного заседания. Здесь же были отчеты о принесенных напуганными берлинцами в гестапо или найденных в подъездах письмах, а ко всему прочему множество почтовых карточек и открыток, озаглавленных «Свободная пресса» - на них печатными буквами полуграмотным языком были написаны воззвания к немецким гражданам, призывающие покончить с гитлеровской диктатурой. 267 из 285 почтовых карточек хранилось в Гестапо, а текст на них был следующий:

"Немцы, слушайте! Не позволяйте себе, как немой скотине, ползать в ногах у диктатора. Мы должны порвать эти цепи, иначе будет поздно. Справедлива только такая война!Долой систему уничтожения! Немец! Передай это дальше" (13 сентября 1940 г.).
"Покончить с бонзами гитлеровского правительства! Правительство Гитлера-это рабство и беззащитность. Или ты думаешь, что оно все делает правильно? Нет! От года к году правительство звереет... Власти ведут преступную войну и посылают на смерть наших отцов и сыновей... Солдаты, прекратите преступную войну, которая ведется ради мировоззрения Гитлера! Гитлер - это предательство всех тружеников Европы!.Думай о себе, не поддерживай власть Гитлера!... Знай, ты выступаешь на стороне правительства, развязавшего преступную войну!" (2 февраля 1941 г.).
"Ложь и обман - вот преступления Гитлера... Он и его банда украли у нас внутреннюю свободу и социальные права... Мы стали живодерами и жертвами... Система Гитлера означает для нас мучительную жизнь. Гитлер и его банда - это предатели народа!... и т.д. (24 августа 1941)

Отто и Элиза Хампель были обычной немецкой семьей – он был рабочим кабельного завода электроконцерна «Симменс», она – домохозяйкой. Они поженились в 1935 году, а спустя пять лет погиб любимый брат Элизы – при немецком вторжении во Францию. Известие о его смерти стало поворотной точкой в жизни пары – в сентябре 1940 года они попытались противостоять немецкой пропаганде и режиму, став одними из борцов Сопротивления, в одиночку начавших тайную войну против Гитлера. Они писали и распространяли открытки с антифашистскими призывами, опуская их в почтовые ящика или оставляя на лестничных площадках в домах Берлина. Открытки, содержавшие призывы отказаться от любой помощи нацистам и встать на борьбу с Гитлером, практически сразу же доставлялись в гестапо, однако потребовалось два года для того, чтобы обнаружить их авторов.

Это произошло 20 сентября – Отто Хампель был арестован. Свою последнюю открытку Отто решил разместить по адресу Айзенахер Штрассе 122, однако был обнаружен местной жительницей госпожой Вашке, тут же сообщившей о нарушителе порядка в полицию. Позже за свои показания Вашке получит 3,10 рейхсмарок — о последствиях своего поступка она узнает только в 1946 году, когда к ней в дом придет незнакомец (предположительно сам Ганс Фаллада). Что же до Отто Хампеля, то в тот же день он был подвергнут допросу, в ходе которого, отвечая на вопрос о мотивах своего поступка, заявил:

"Моя позиция изменилась после смерти брата моей жены, который был убит во Франции. Мое отношение к государству стало предельно негативным... Признаю, что я был автором и распространителем провокационных прокламаций "Свободная пресса". Заявляю, что я никого не привлекал к этим действиям и несу за них единоличную ответственность"

Однако на следующий день, отвечая на вопрос о своей жене, заявил, что они придерживались одинаковых взглядов, однако распространением листовок занимался исключительно он. На что позже Элиза Хампель заявила, что действовали они с мужем вместе, потому неумелые попытки Отто отгородить жену были окончательно провалены. 22 января 1943 года суд приговорил Хампелей к смертной казни. Приговор был приведен в исполнение 8 апреля того же года - в 19:18 был обезглавлен Отто, а через две минуты его жена Элиза. Ганс Фаллада, работая над изучением переданных ему трех папок дела Хампелей, удивлялся тому, что за весь период следствия не было подано ни одного прошения о помиловании – ни одного ходатайства в поданных ему материалах обнаружено не было. Однако тем не менее роман был написан Фалладой в рекордные для писателя сроки – через месяц после начала работы! Писатель изменяет место действия романа, некоторые факты биографии героев и их имена, однако сама суть остается неизменной – это был протест против существующей реальности, который, правда, эта реальность и поглотила. Герои романа верят, что благодаря их листовкам и открыткам количество их последователей будет расти, однако в скором времени к ним приходит осознание того, что война в одиночку обречена.

Мемориальная доска на месте дома, в котором жили Хампели по адресу Амстердамер-штрассе 10, Берлин
Мемориальная доска на месте дома, в котором жили Хампели по адресу Амстердамер-штрассе 10, Берлин

Сам Ганс Фаллада не дожил нескольких недель до публикации самого известного своего романа. Равно как и многие другие произведения писателя, книга подверглась цензуре – даже в художественном произведении некоторые сведения предпочли замолчать и переиначить. Уже через месяц после публикации романа в еженедельнике «Нойе Берлинер иллюстрирте» 19 мая 1947 года пришла телеграмма от московского издательства иностранной литературы, где уже шла подготовка перевода романа – он стал первым иностранным переводом «Каждый умирает в одиночку» (более популярным названием стало «Один в Берлине»). В телеграмме также просилось сообщить биографию автора и сведения о его позиции в период с 1933 по 1945 год. На что в Москву последовал ответ от самого Вальтера Ульбрихта – роман публиковать можно, но без биографии автора. И роман вышел в СССР – впервые где-либо за пределами Германии.

Однако, особенной популярности роман в то время не сыскал, да и на самого Фалладу сыпались одно за другим обвинения, на которые, правда, он бы все равно наврядли ответил. Книга, ставшая высшей точкой в творчестве Фаллады считалась, по словам гамбургской исследовательницы литературы У. Тайлиг "произведением, игнорируемым литературоведческой наукой ФРГ" – его и в биографии Фаллады старались особенно не упоминать. Общество странно смотрело на то, что за протестом могли стоять одиночки, а не коммунистические силы – руководство СЕПГ (Социалистической единой партии Германии) считало, что движение сопротивления имело исключительно коммунистические корни, не устраивало власти ГДР и напоминание о вине немецкого народа в установлении и формировании гитлеровской диктатуры. Очевидно, руководству страны было бы проще, не перенеси Ганс Фаллада своих героев из западной части Германии в восточную – мы помним, каким образом практически все открытки попали в руки гестаповцев.

Издание 1948-го года и современное издание, где редакции подверглось как название, так и содержание
Издание 1948-го года и современное издание, где редакции подверглось как название, так и содержание

Во второй половине 80-х настроения изменились – время требовало пересмотра традиционных для марксизма трактовок диктатуры. Это касалось, прежде всего, необходимости исследования проблематики массовой поддержки Третьего рейха, равно как и движения Сопротивления в его различных формах. Обществу была нужна полная правда. Тогда и вернулись к документам дела Отто и Элизы Хампель, ранее недоступным исследователям. Так исследователем К.Дробишем была изучена четвертая папка дела, о существовании которой подозревал Фаллада, знакомого со всеми сложностями судопроизводства (к тому же сам Фаллада в годы Второй мировой служил зондерфюрером, как бы у вас это не вязалось с его позицией). Материалы четвертой папки не были преданы огласки по тем или иным причинам – сейчас мы знаем, что они включали прошения о помиловании и акт о казни, всего 98 листов. Герои романа Фаллады, державшиеся до этого гордо и мужественно, оказались в ситуации полного отчаяния – супруги обвиняли друг друга, независимо друг от друга подавали прошения о помиловании главному имперскому прокурору, надеясь спасти свои жизни. Не нам их винить, от них уже отвернулись все и в конечном итоге система сломала и их самих. А о романе «Каждый умирает в одиночку» появилось еще одно мнение – требовалось выпустить книгу о простых людях, пожертвовавших свои жизни, но не утративших стойкости в своей борьбе. Так или иначе, очередного переосмысления, как уже было сказано выше, творчество Фаллады дождалось только в XXI веке, когда книга была издана по первоначальным рукописям автора. При желании каждый из нас может ознакомиться с ней – исследователи многие годы рассматривают его не только как художественное произведение, но и как исторический источник. Причем, и в том, и в другом случае роман заслуживает восторженных оценок. Мы не должны забывать прошлого, каким бы оно не было.

А мой рассказ на этом закончен – самообразовывайтесь, друзья, стремитесь к правде и держитесь своих убеждений. А с вами был Бородатый Горец, спасибо, что остаетесь с нами. С этой и другими статьями вы также можете познакомиться в нашей группе "Бородатый Бард" в ВКонтакте, где в целом много интересного материала)