Найти тему
В поисках красоты

🌺Блистательный мир Art Deco. Скульптура. Красивая история одной маленькой выставки.

В одной из статей на канале я как-то писала о том, каким приятным сюрпризом стала для меня маленькая выставка, посвященная творчеству Эрте - одного из самых талантливых художников эпохи Ар Деко, на которую я попала совершенно случайно, поскольку проходила она не в музее, а в антикварной галерее «Петербург».

"Дама с собакой", к.1920х-н.1930х гг., бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс. Арман Лемо, из экспонатов выставки
"Дама с собакой", к.1920х-н.1930х гг., бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс. Арман Лемо, из экспонатов выставки

С тех пор я завела привычку время от времени отслеживать историю выставочных событий, которые нет-нет да проходят в этой маленькой галерее. И вот дождалась — новое открытие: «Блистательный мир Art Deco. Скульптура» - скромная выставка, на которой собраны изумительные по красоте и тонкости работы лучших мастеров самого загадочного художественного стиля.

"Прощание с крестоносцем", 1920-егг, бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс. Пьер Ле Фагуэ, из экспонатов выставки
"Прощание с крестоносцем", 1920-егг, бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс. Пьер Ле Фагуэ, из экспонатов выставки

О том, что собой представляет мелкая пластика Ар Деко, и почему я так к ней неравнодушна, я ранее уже писала в другой статье. Тогда речь шла о временной экспозиции Эрмитажа — миниатюрных шедеврах из частных коллекций, часть из них попала и на эту выставку в галерее.

"Рыцарь Роланд с мечом Дюрандаль", 1920-егг, бронза, литье, полихромная патина, кость, Арман Лемо, из экспонатов выставки
"Рыцарь Роланд с мечом Дюрандаль", 1920-егг, бронза, литье, полихромная патина, кость, Арман Лемо, из экспонатов выставки

Так уж получилось, что в нашей стране изысканная скульптура эпохи «последнего великого стиля» представлена исключительно частными коллекциями, даже единственный московский музей, посвященный этой эпохе — частный, не государственный. Что вполне закономерно, учитывая специфику Ар Деко.

"Карнавал", 1920-е гг., бронза, литье, полихромное крашение, кость, оникс, мрамор. Деметр Чипариус, из экспонатов выставки
"Карнавал", 1920-е гг., бронза, литье, полихромное крашение, кость, оникс, мрамор. Деметр Чипариус, из экспонатов выставки

Этот краткий и блистательный стиль, подобно своему не менее яркому и исключительному предшественнику — модерну, захватил всего два межвоенных десятилетия, хотя в большей степени его расцвет пришелся на 1920-е годы.

"Метрополис", 1920-е гг., бронза, литье, полихромное крашение, кость, мрамор. Ханс Хардерс, из экспонатов выставки
"Метрополис", 1920-е гг., бронза, литье, полихромное крашение, кость, мрамор. Ханс Хардерс, из экспонатов выставки

Стремительной искрой, наполнив жизнь людей экстравагантными, совершенно особенными элементами вычурной и вместе с тем такой лаконично сдержанной декоративности, он пронесся в бешеном ритме джаза, реве первых самолетов и высокомерном блеске роскошных автомобилей и безвозвратно сгинул в пепелище второй мировой войны.

"Танец бабочки", 1920-е гг., бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс. Лоран Маркест, из экспонатов выставки
"Танец бабочки", 1920-е гг., бронза, литье, полихромная патина, кость, оникс. Лоран Маркест, из экспонатов выставки

Долгое время о нем даже не вспоминали, ведь его показная роскошь, изящество, стремление и интерес ко всему экстраординарному, вычурному и динамичному, экзотичному и необычному, символам и эстетике давно ушедших исторических эпох в сочетании с любовью к прямым линиям и сдержанным геометрическим формам, футуристическим фантазиям и техническим достижениям, казался чем-то невероятным, почти сказочным — далекой, забытой сказкой, золотым веком, к которому увы и ах уже никогда не получится вернуться.

"Танец с обручем", 1920-е гг., бронза, литье, полихромная патина, кость, мрамор. Самуил Липшиц, из экспонатов выставки
"Танец с обручем", 1920-е гг., бронза, литье, полихромная патина, кость, мрамор. Самуил Липшиц, из экспонатов выставки

И вот теперь маленькие осколки этой некогда бурлящей, экспрессивной, яркой и романтичной эпохи бережно извлекаются на свет и начинают демонстрироваться публике, подобно хрупким сокровищам — последним остатком какой-то давно ушедшей великой цивилизации...

Для меня возможность прикоснуться к наследию этого великого стиля — неоценима, поскольку наряду с модерном Ар Деко — моя большая любовь. А миниатюрные скульптуры прекрасных танцовщиц и циркачек, строгих леди и романтичных рыцарей — вообще отдельный вид удовольствия.

"Мексиканский танец", 1920-е гг., бронза, литье, полихромная патина, кость, мрамор. Клер Колине, из экспонатов выставки
"Мексиканский танец", 1920-е гг., бронза, литье, полихромная патина, кость, мрамор. Клер Колине, из экспонатов выставки

Миниатюрная пластика, наверное — главная визитная карточка Ар Деко. Во-первых, она лучше всего сохранилась, а во-вторых, именно в ней лучше всего запечатлены все особенности, все характерные черты последнего великого стиля, да что там стиля — сам дух эпохи, кажется навсегда застыл в этих точеных, изящных фигурках, словно в ожидании нового рождения или своего возвращения на историческую сцену.

Из экспонатов выставки
Из экспонатов выставки

Так, одной из самых главных черт золотого века была тяга к роскошной декоративности: Ар Деко следуя импульсу, порожденному эпохой модерна, окончательно утверждает художников декоративного искусства в одном качестве с художниками искусства монументального — декоративность в сочетании с практичностью становится крайне важным элементом человеческой жизни, иными словами: искусство буквально вплавляется в повседневную реальность — теперь она должна быть наполнена красотой, а красота должна служить людям во всех сферах и проявлениях (иными словами происходит рождение нового явления - дизайна).

Из экспонатов выставки
Из экспонатов выставки

В маленьких скульптурах это свойство проявляется во всем: тонкости работы, изяществе деталей, выполненных с поразительной тщательностью, роскоши материалов, сложности практически ювелирной работы (о хрисоэлефантинной технике рассказано в другой статье канала).

Благодаря пластику Ар Деко иначе как шедеврами не назовешь, вот только эти шедевры были призваны украсить обычную обстановку, а никак ни стены музеев и дворцов — искусство украшения повседневной жизни маленькими приятными элементами чарующей реальности.

"Канкан", 1900-1910-е гг., бронза, литье, золотистая патина, кость, мрамор. Ульман Ульрих, из экспонатов выставки
"Канкан", 1900-1910-е гг., бронза, литье, золотистая патина, кость, мрамор. Ульман Ульрих, из экспонатов выставки

Эта самое очарование — еще одно качество, которым блистательная эпоха наделила скульптуры. В частности: дух и экспрессия времени — никогда раньше до этого обычная жизнь человека не была столь динамичной и яркой. Все скульптуры это как правило — памятник движению, и самому магическому, самому волшебному его воплощению — танцу.

Благодаря «Русским сезонам» Сергея Дягилева Европа еще в 1910-е гг. оказалась влюблена в сказочный мир хрупких балерин, изящных танцовщиц...была очарована их роскошными красочными костюмами и завороженно следила за волнующей пластикой движений...

"Восточный танец", 1920-е гг., бронза, литье, полихромная патина, мрамор. Шарль Артур Мюллер, из экспонатов выставки
"Восточный танец", 1920-е гг., бронза, литье, полихромная патина, мрамор. Шарль Артур Мюллер, из экспонатов выставки

В 1920-е гг. эти красочные воспоминания наполнили жизнь новой эстетикой и новыми красками, все и вся подчинялось динамике, жизнь в бешеном стремительном угаре неслась в шумном ритме джазовых вечеринок и танцев, пытаясь, по-видимому, убежать от трагедий первой мировой войны...

Художники Ар Деко пытались по-своему воплотить эту стремительность, эту динамику и движение, а еще — всеобщую любовь к танцу. Не случайно даже на столь маленькой выставке основная часть фигурок — танцоры и танцовщицы...

"Индийская танцовщица", начало 20 века, бронза, литье, кость, оникс. Рене Поль Марке, из экспонатов выставки
"Индийская танцовщица", начало 20 века, бронза, литье, кость, оникс. Рене Поль Марке, из экспонатов выставки

Особенно, конечно, танцовщицы... Женский образ всегда был любим искусством, но никогда он не был так популярен как в эпоху Ар Деко — именно в это время появился новый образ женщины: сильной, уверенной, живущей активной, полноценной жизнью.

Впервые женщина стала вровень с мужчиной, получила возможность заниматься исконно мужскими занятиями, включилась в спорт, села за руль не только автомобиля, но даже — за штурвал самолета, начала носить удобную одежду, не лишенную эстетики и декоративности, но все же куда более практичную.

"Русская танцовщица", начало 20 века, бронза, литье, кость, оникс. Рене Поль Марке, из экспонатов выставки
"Русская танцовщица", начало 20 века, бронза, литье, кость, оникс. Рене Поль Марке, из экспонатов выставки

Эмансипация женщины была, наверное, одним из самых ярких и самых заметных явлений 1920-х гг., обойти вниманием которое художники просто не могли. Мелкая пластика подходила для отражения этого движения как нельзя лучше. Поэтому теперь мы можем увидеть целую вселенную хрупких женских образов, наполненных чувственной эстетикой и выразительной динамикой.

"Танцовщица с шаром", 1920-е гг., бронза, литье, серебрение, кость, стекло, оникс. Арман Годар, из экспонатов выставки
"Танцовщица с шаром", 1920-е гг., бронза, литье, серебрение, кость, стекло, оникс. Арман Годар, из экспонатов выставки

Каждая изящная фигурка — будто застыла в мгновении, легком порыве, словно ее заколдовали... или наоборот — из-за того, что волшебство вдруг исчезло, пропало, а вместе с ним остановился и сказочный танец блистательного золотого века чарующего Ар Деко...

P.S: статья задумывалась давно, но была написана уже после закрытия выставки, наверно отчасти из-за того, что о любимых явлениях, шедеврах и художниках мне писать всегда тяжелее: хочется сказать очень много, а перегружать статью нельзя.

Кроме того, я не — искусствовед, а историк, и о любимых вещах из мира красоты предпочитаю рассказывать максимально доступным языком, через призму собственных впечатлений, из-за чего такие статьи часто получаются несколько сумбурными.

Другой причиной длительного ожидания стала сложная ситуация современных исторических реалий, из-за трагедии которых писать на тему красоты и прекрасного просто не было сил.

🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺

Еще интересные статьи, посвященные блистательному Ар Деко можно найти в специальной подборке:

Ар Деко