Найти в Дзене
Василисины размышления

Загадка таланта и судьбы Нины Заречной ("Чайка")

Спектакль - всегда блюдо, которое готовят несколько поваров. Даже если рецепт автором прописан досконально, режиссер и актеры - это руки, утварь, продукты, которые непременно повлияют на вкус. А вкус полученного блюда может совпасть или не совпасть со вкусом зрителя.

Продолжаем разговор о "Чайке" А.П.Чехова. (Начало здесь, еще здесь, еще здесь, здесь и еще здесь)

Одна из основных сюжетных линий - история Нины Заречной. Девушка вольно живет в имении с отцом и мачехой, играет в любительских спектаклях своего друга, соседа Кости. Мама Кости - известная актриса, ее любовник - модный беллетрист Тригорин, пишущий повести с надрывными диалогами, вроде "если тебе понадобиться моя жизнь, то приди и возьми ее!". Богема! Как тут не кинуться очертя голову в круговорот ст-р-р-р-р-астей.

Кинулась. Прошлась по граблям так, что никому мало не покажется. Жизнь оказалась груба и не похожа на девичьи грезы. Через два года вновь встречается с Костей, долго и путано пытается что-то ему рассказать о себе и бесприютно уходит в дождливую ночь.

Чехов вроде бы все расписал подробно. Но загадок в этом тексте больше, чем ответов, и искать эти ответы приходится режиссеру и исполнительнице роли Нины (ну и читателю/зрителю, конечно).

Главный вопрос: были ли у Нины какие-то актерские способности и вообще понимание ситуации или только иллюзии молоденькой девчонки? Сам автор говорит уклончиво:

Дорн. Значит, все-таки есть талант?
Треплев. Понять было трудно. Должно быть, есть.

Что понимания у нее поначалу не было - это явственно прописано словами. Два года спустя, поварившись в профессиональной среде, она скажет о своей работе: Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состояния, когда чувствуешь, что играешь ужасно.

Но вначале, когда она играла в спектакле у озера, у нее даже мысли не возникло о том, что нужно знать какие-то технические приемы. Что тут знать и уметь? Вышла, такая молодая и красивая, да и сыграла! Перед профессиональной актрисой, все знающей о ремесле: Ваша мама — ничего, ее я не боюсь. Вот только пьеса успела разонравиться, любви в ней нет... А так бы хорошо перед Тригориным любовь сыграть! Он бы как увидел, как восхитился, как обомлел!

Но ведь и просто в белых одеждах на фоне луны можно неплохо себя показать. Так, что текст никто и слушать не станет.

Постановка Русского драматического театра Удмуртии (Ижевск) 2013 г.
Постановка Русского драматического театра Удмуртии (Ижевск) 2013 г.

Вот и решай, режиссер, как дело повернуть? Сделать из Нины юную соблазнительницу, преподносящую себя любимому? Или старательную зануду, кое-как отчитывающую длинный текст? Или наивную девчонку с потугами на игру в декадентском стиле? Грубо, безвкусно, с завываниями, с резкими жестами - так позже опишут ее игру. Или все-таки неопытную, но органически талантливую начинающую?

Так что у режиссера и актрисы есть возможность стать соавторами истории.

Например, постановка Ленкома с А. Захаровой в роли Нины откровенно гротескна - и не придерешься, все дословно по Чехову! . Вот то самое: не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Совсем-совсем буквально: стоит столбом, глаза вытаращены, как у читающего стишки трехлетки, нервно теребит кончики пальцев, иногда резко тычет рукой в пространство, что-то деревянно бубнит. Ужас - ужас - ужас...

А.Захарова в роли Заречной
А.Захарова в роли Заречной

Но... "бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала" - и действительно, деревянный голос вдруг сменяется такой пленительной глубокой интонацией, что оглядываешься - а кто это сказал? Она?! - Не может быть!

В финале же этого спектакля мы видим опустившуюся, тронувшуюся рассудком пьянчужку с каркающим хриплым голосом, фальшиво пытающуюся рассказывать выдумки о своих успехах. Возможный вариант толкования текста? - Для кого как, но мне он кажется несколько натянутым.

Нина рассказывает, какой хорошей она стала актрисой. Костя ей верит?
Нина рассказывает, какой хорошей она стала актрисой. Костя ей верит?

Также натянутым кажется и супероптимистический финал другой постановки, где Нина, с чистым вдохновенным лицом возвышаясь над Костей, выведена безусловной победительницей и над грубостью жизни, и над стихией творчества.

кадр из фильма-спектакля МХАТ им.Горького (1974). Общая мизансцена и крупный план лица Нины при последнем объяснении. Слова звучат те же, что и на кадре выше!
кадр из фильма-спектакля МХАТ им.Горького (1974). Общая мизансцена и крупный план лица Нины при последнем объяснении. Слова звучат те же, что и на кадре выше!

Хочется вернуться к канве сюжета и еще раз осмыслить возможную судьбу героини.

В ремарках Нина - "дочь богатого помещика". Пусть наследное имение отец передал не дочери, а своей новой жене, но дома Нина нужды не знает. Скорее всего, нехватка денег и оказалась самой первой ее неожиданностью после побега из дома. И хлопоты о банальном обустройстве оскорбляют ее: Я стала мелочною, ничтожною. А потом заботы любви, ревность, короткое горькое материнство, опять же со всеми бытовыми и медицинскими подробностями... Есть от чего поначалу немного "расстроиться воображением".

Но, похоже, столкновение с грубыми реалиями жизни пробудило в Нине наблюдательность, способность к контакту с миром. Это подтверждает не столько изменившееся отношение к собственной игре, сколько фраза: Попали и мы с вами в круговорот...

Не "мы попали", а "и мы попали". Одна буква, а как меняется смысл! И мы, как все другие вокруг. У Нины развилась способность видеть и принимать реалии окружающей жизни, а не жить своими иллюзиями. Да, даже известные люди и грустят, и плачут, и удят рыбу, и не могут получить лошадей для поездки в город - какие уж тут колесницы!

В общем, "Так же как все, как все, как все, / Я по земле хожу, хожу. И у судьбы как все, как все, / Счастья себе прошу"

Даже неизжитая яростная страсть Нины к Тригорину, бросившему ее с ребенком, воспринимается более... нормальной, что ли, чем прежние попытки прикрыть девичье томление рассуждениями о славе и великом наслаждении творчества.

Уже донельзя затаскали строки А.А.Ахматовой "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда", но строки эти совершенно гениальны и вполне употребимы к случаю Нины Заречной. Из "мелочности и ничтожности", из поражений и утрат проросла связь с реальностью, а затем из реальных чувств - осознанное актерство.

А "нежные изящные цветы" прежних чувств заняли подобающее место в гербарии воспоминаний. Сходила, посмотрела - обветшалый садовый театр стоит, озеро плещется. Значит, и те заблуждения были в своем роде реальностью. Просто всему свое время: иллюзиям, потерям, выходу на настоящую дорогу. Надо оплакать прежние мечты и идти дальше.

И тогда становится понятным, почему Нина не приняла предложения Кости остаться: он накрепко привязан к прошлому. Чем заходить в эту темную воду по второму разу, лучше уж попробовать лететь одинокой чайкой.

Долетит ли, изможденная и голодная? Шанс, по крайней мере, есть.

А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели?

Еще на канале о творчестве А.П.Чехова:

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба