Планируя цикл статей по "Чайке" А.П.Чехова я не собиралась писать о Борисе Тригорине. Потому как человеком он выглядел мерзким, а персонажем достаточно плоским.
Ну в самом деле, взрослый мужчина, от скуки воспользовавшийся неопытностью наивной порядочной девушки, а потом бросивший ее в самых тяжелых обстоятельствах - такой человек для меня однозначная гадина хоть в реалиях 19 века, хоть в нынешних. И говорить о нем нечего.
(Статьи по "Чайке": 1, 2, 3, 4, 5 )
Но читатели в комментариях постоянно возвращались к образу Тригорина, побуждали задумываться. И в результате открылись в этом плоском персонаже такие глубины, что стало страшно. А материала набралось на целых две статьи. Перед вами первая. (вторая здесь)
Дорогие мои читатели! Я чрезвычайно признательна всем за вашу активность! Пишите, спорьте, высказывайте версии, предположения, сомнения, озарения.
Единственная просьба: давайте обсуждать литературные абстракции, а не личности участников беседы. Не надо никого обижать! И так сейчас нервы у всех на пределе, так не будем добавлять в мир негатива. Банить скандалистов буду нещадно.
При прочтении "Чайки" мне всегда казалась чрезвычайно слабой и надуманной сцена объяснения Аркадиной и Тригорина в третьем действии.
Ну помните: юная Нина, половину лета бегавшая за заезжим литератором, в день отъезда очень изящно предлагает ему себя (дав ссылку на романтически-выспренные строки в его собственной книге). Тригорин идет прямиком к своей любовнице Ирине Аркадиной и просит "отпустить". Та охает, ахает, пугается, рыдает, взывает к чувствам, потом начинает нести откровенную пургу из смеси грубой лести и грубой ласки - и опа! воспылавший было новой неодолимой страстью любовник тут же возвращается к прежней привязанности.
Правда, это нисколько не мешает ему пять минут спустя назначить свидание Нине, а в потом год открыто развлекаться на два фронта.
Заподозрить позднего Чехова в слабой отделке сцены - не лучшая идея. Но тогда как все это понимать? Что-то у меня тут концы с концами не сходились.
Тригорин в самом деле столь падок на примитивную лесть? Даже если так, то Нина этой лестью его все лето заливала по самую маковку, прямо на колеснице возила. Зачем ему еще?
Вовсе Борис не жаждет восхвалений. Во-первых, он неглуп и весьма адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны как писателя. Во-вторых, как метко выразился сын Аркадиной Костя, Тригорин "уже знаменит и сыт, сыт по горло...". Непонятно.
Зайдем с другой стороны. Зачем вообще Тригорин инициирует это объяснение в самый неподходящий момент, в суете отъезда? Когда еще ничего толком не произошло. И вообще - зачем ему отпрашиваться, словно ребенку на прогулку?
Он взрослый дядя, ему крепко за тридцать, женщин на своем веку повидал немало. Владеть собой и держать язык за зубами явно умеет. От Аркадиной материально или иным образом не зависит. Ну и гулял бы в Москве налево, а когда бы все вскрылось - тогда бы и объяснялся. Или просто сказал бы: все кончено, прости-прощай, я полюбил другую, я ухожу.
Или это разновидность садизма такая? Помучить на прощание старую любовницу, в красках рассказав, как его манит молоденькая? Но тогда почему попытка разрыва быстро переходит в страстное примирение?
В общем, в поисках ответа я обратилась к спектаклям, наблюдая, как самые знаменитые режиссеры и актеры трактуют эту сцену.
В одном практически все сходились - примирение действительно было страстным. Весь льстивый бред - только сопровождение активной любовной игры. Показываемой с большей или меньшей откровенностью, в зависимости от режиссерских взглядов на границы допустимого.
В сущности, такую трактовку можно вынести и напрямую из текста. Эпизод, где Аркадина опускается перед любовником на колени и обнимает его, а он испуганно дергается - "Сюда могут войти" - вполне допускает толкования в духе жесткого 18+. Иначе что бы Тригорину пугаться? Ну пала на колени - актриса, аффектированные чувства. Значит, было нечто недопустимое для посторонних глаз.
Но все-равно непонятно, как Аркадиной удалось так быстро справиться с шоком и обидой и перейти к успешному соблазнению? Нужно опять заходить сначала: зачем это объяснение было инициировано и чего на самом деле добивался Борис?
Пожалуй, здесь и ключ к разгадке. Раз напрямую сцена не выглядит достоверной, то предположим что она и не является достоверной! Борис с самого начала пытается достичь не той цели, которую озвучивает.
Тригорин трусоват и вяловат, не любит ни открытых конфликтов, ни сильных эмоций. А юная Нина предлагает именно несдержанные страсти. Хочется-то хочется, манит, но страшно! Поэтому Тригорину перед новым приключением нужна надежная страховка. Чтобы можно было немножко, дозированно побезумствовать - но быть уверенным, что ничего в своей жизни не разрушишь. Поэтому весь разговор с Ириной - как раз требование предоставить эту страховку.
"Отпусти меня" - на самом деле означает "держи меня крепче". Но не может сильный взрослый мужчина сказать такое открытым текстом, гордость не позволяет. Поэтому он всячески подводит Ирину к нужной мысли намеками. И его отчаянное восклицание: "Не понимает! Не хочет понять!" - именно об этом.
А Ирина в самом деле поначалу не понимает, что от нее требуется. Поэтому недоумевает, страдает, взывает к чувствам, рыдает - и все выходит невпопад. Но она женщина умная и опытная. И наконец понимает! И сразу перестает рыдать, заметьте.
"Отчаянная голова, ты хочешь безумствовать, но я не хочу, не пущу... (Смеется.)". Ну вот, дошло наконец-то! Делаем вид, что осторожный Тригорин - отчаянная голова. И не совершает безумств только потому, что Ирина - ах! какая женщина! - одна знает ключи к его телу и сердцу и способна удержать.
Дальнейшая сцена намеренно груба и недостоверна. Аркадина весьма приблизительно делает вид, что лестью и лаской удерживает Тригорина, он весьма приблизительно делает вид, что на эту тупейшую лесть повелся. "Бери меня, увози, но только не отпускай от себя ни на шаг..." - вот и славненько, вот и договорились. Теперь можно забежать за угол и назначить встречу девице. Теперь не страшно, что сон наяву затянет в свою воронку.
Почему Ирина Аркадина соглашается на такую незавидную участь? Слаба духом: осень стучится в дверь, карьера на закате, одиночество страшит. Не хватает сил все это принять, поэтому цепляется за любые соломинки. Приближая себя к самым страшным потерям.
Еще на канале о простых-непростых персонажах:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба