Найти тему
Василисины размышления

Душа, обращенная внутрь себя - об опасностях слепого пути (по пьесе А.П.Чехова "Чайка")

А вы знаете, что "душевная слепота" - это не образное выражение, а самый настоящий медицинский термин? Точнее, упрощенное обозначение термина "оптическая агнозия". Болезнь эта проявляется потерей зрительных представлений при полностью сохранном зрении. Больной все видит, но не понимает, что это такое, не узнает предметов.

На самом деле, в легких формах болезнь не такая уж редкая. Многим присущ "топографический идиотизм", когда человек плохо воспринимает ландшафт и может заблудиться в трех соснах или двух улицах.

Еще нередка прозопагнозия - плохое распознавание и запоминание лиц. Умеренной формой этого расстройства я сама страдаю: вне привычного контекста могу не узнать даже хорошо знакомых людей, а уж привлекать меня к процедуре опознания вообще бессмысленно.

Но обычно мы понимаем под душевной слепотой (или глухотой, кому как больше нравится) некоторую зацикленность человека на своих представлениях о мире и окружающих, его неспособность эти представления менять на основе наблюдений. Что в сущности близко к диагнозу: человек смотрит на окружающих, а видит, воспринимает только себя. Для совсем юных это нормально.

Тогда душевным (не духовным!) ростом можно назвать постепенную наработку умения включать в свою картину мира и учитывать все больше нюансов. Обычно это приходит с возрастом, с опытом. Причем у кого-то раньше, у кого-то позже, когда постепенно, а когда резкими скачками.

Проявления душевной слепоты и ее последствий часто описываются в художественной литературе. А уж наблюдать за душевным ростом персонажа вообще чрезвычайно увлекательное занятие!

Мы на канале тоже неоднократно эти темы затрагивали (некоторые ссылки в конце статьи). Сейчас я приглашаю к обсуждению еще одного произведения: пьесы А.П.Чехова "Чайка".

Пьеса эта чрезвычайно многоплановая и я собираюсь посвятить ей целый цикл статей. Другие статьи по "Чайке": 1, 2, 3, 4, 5, 6

Но начну именно с проблем душевной слепоты. Почему? Потому что именно душевная слепота главных героев привела их к трагическому финалу.

----------------------------------

Напоминаю краткое содержание.

Константин Треплев, молодой человек с некоторыми литературными способностями, живет в провинции со своим пожилым дядюшкой. Он влюблен в соседку Нину Заречную и игнорирует чувства горячо любящей его Маши, дочери управляющего.

В поместье приезжает мать Константина, актриса Аркадина, выходящая в тираж, но с замашками "звезды", со своим молодым любовником Тригориным, средней руки литератором.

Приезд "знаменитостей" переворачивает жизнь молодежи. Заречная безоглядно влюбляется в Тригорина и без колебаний бросает Костю. А еще решает стать актрисой. Точнее, мечтает о сцене как средстве достижения шумной славы. Чтобы толпа считала, что "счастье ее только в том, чтобы возвышаться до меня".

Для Константина же Тригорин становится точкой приложения острейших страданий самого разного сорта: нелюбимого сына, отвергнутого возлюбленного, амбициозного начинающего, обтерханного провинциала. Скандалы, объяснения, попытка суицида.

Проходит два года. Старшее поколение примерно на прежних позициях. А изменения в жизни молодежи не радуют.

Нина стала третьеразрядной провинциальной актрисой, брошенной любовником и схоронившей внебрачного ребенка. О славе уже не поминает, но домой дороги нет в самом прямом смысле - отец ее на порог не пускает.

Константин пишет рассказы, их понемногу печатают, но отзывы критиков нелестны. Да он и сам недоволен своими текстами. При этом он по-прежнему живет в поместье с дядюшкой и страдает, что "одинок, не согрет ничьей привязанностью", хотя Маша любит его сильнее прежнего.

В финале Нина уходит в дождливую ночь, чтобы наутро ехать к месту работы в Елец третьим классом, с мужиками. А Константин стреляется, на этот раз насмерть.

Очень часто на события смотрят с точки зрения молодежи. Ах, эти гадкие взрослые, издевающиеся над молодыми надеждами, занятые своими выгодами, не желающие поддержать, протянуть руку помощи! При их попустительстве наивные, чистые дети погибли, предварительно лишившись самых светлых надежд!

А вот тут стоп. Насколько молодые надежды были светлы, и как они соотносились с реалиями? Старшие ведь ничем не вводили в заблуждение младших. Те сами вдохновленно предавались самообману, не желая замечать очевидного и даже слышать того, что им говорили прямыми словами. Сами!

-2

Вся судьба актрисы Ирины Аркадиной была у Нины перед глазами. Это она по сцене Аркадина - от названия Аркадии, мифической страны всеобщей гармонии. А так она урожденная Сорина, по мужу Треплева.

Ей 42, сыну 25. Стало быть, сбежав из дома семнадцати лет в актрисы, она почти сразу по неопытности предалась любви с другим актером и попала в печальные обстоятельства. Тут ей повезло больше, чем Нине: соблазнитель на ней женился и дал законное имя сыну. Ха-ха, киевский мещанин Гаврила Треплев, блестящая партия! И еще больше повезло, что родные не отвернулись от Ирины, взяли ребенка на свое попечение. Хотя наверняка и на долю молодой Аркадиной достались косые взгляды, нелестные слова, и смирение ей приходилось проявлять немалое. Груба жизнь!

А потом - слава? Однако триумфы-то вспоминаются невеликие. Не столицы, куда там! То на какой-то ярмарке перед купцами играла, то в мелких провинциальных городках... Знатных особ и высоких интеллектуалов среди ее поклонников не замечено. И покровителей тоже. Что сама заработает - на то и живет. Отсюда страх ухода со сцены, страх старения, страх бедности, патологическая жадность.

Да и личная жизнь не повод для зависти. Где муж Гаврила, все еще в браке она с ним или официально разведена - неизвестно. Но нынешний молодой любовник явно замуж не зовет и даже содержать не намерен. Зато падок на глупеньких молодых девочек, и нужно каждый раз прилагать огромные усилия, чтобы удержать его.

Разве от Нины все это скрыто? Нет. Но она упоенно твердит о славе, поклонении, восторгах, наслаждении - и наступает на все возможные грабли. Лишь разбив розовые очки и многократно омыв слезами израненные глаза она приходит к пониманию, что главное в ремесле - терпение. А главная удача актрисы - не вой толпы, а сценическое опьянение от процесса игры.

Нина оказалась умнее и сильнее Константина. Потеряв очень многое, она душевно выросла и имеет шанс выстоять. А вот Костя за два года трудов практически не изменился, поэтому его финал оказался трагическим.

Тригорин для него и жупел, и идеал одновременно. Символ вожделенного успешного успеха! Как только речь заходит о Тригорине, Костя превращается в наскакивающего тетерева, не слышащего собеседника. Диалог становится абсурдным.

Аркадина: Наша близость, конечно, не может тебе нравиться, но ты умен и интеллигентен, я имею право требовать от тебя, чтобы ты уважал мою свободу.
Треплев: Ты хочешь, чтобы я тоже считал его гением, но, прости, я лгать не умею, от его произведений мне претит.

В огороде бузина, в Киева дядька. Мать - про свое желание иметь личную жизнь; сын - про свои амбиции. Ослепленный завистью, Костя не способен замечать самых очевидных вещей, не делает выводов даже из собственных ошибок. И уж тем более он не способен оценить, проанализировать и применить чужой опыт.

Молодой Тригорин обивал пороги редакций, в лицо получая и отказы, и нелестную критику. Да и до сих пор получает: "мило, талантливо, но хуже Тургенева". Костя же шлет свои рассказы по почте под псевдонимами, боясь лично столкнуться с реакцией литературного сообщества. Нет, он откроет свое лицо только ради восторженной хвалы! Он не хочет осознавать, что не получив в битве ран, не получить и лавры победителя.

Не замечает Костя и других проблем писательства, например, сопровождающей творчество профессиональной деформации: потребности все фиксировать, облекать в слова, переводить любое впечатление жизни в заготовку для работы - и терять удовольствие от самой жизни. Ему это кажется просто пижонством соперника.

А еще Тригорин сознает свои сильные стороны: чувство природы, талант пейзажиста. И страдает, что этого недостаточно для создания значимых произведений. Да и слабые стороны признает тоже: приспособленчество, безволие, падкость на лесть. Костя же не способен анализировать себя, он уповает то на новые формы, то на выработку неких приемов, а во всех неудачах винит злую судьбу и чужие козни.

Лишь изредка мелькают у него слабые проблески понимания, что дело не в формах, а в смыслах. Но чтобы находить смыслы, нужно уметь смотреть в мир, а не только внутрь себя. Этого же Косте совершенно не дано, и за время действия пьесы так и не приблизился к обретению душевной зрячести. Именно от слепоты, а не от тонкости души и сделал Треплев последний шаг - за черту.

А ведь в самом деле, молодые были так прелестны, чисты, романтичны и восторженны, а взрослые так приземленны, циничны и неприятны! Но зрячесть всегда выигрывает перед слепотой. Всегда.

Другие статьи по "Чайке": 1, 2, 3, 4, 5, 6

Еще на канале по теме:

"Жестокий романс". Часть 7: Черти в тихом омуте | Василисины размышления | Дзен (dzen.ru)

Обломов - Штольц 2.0. Как выплыть в пучине?

Сам придумал, сам поверил, сам рассердился – вы виноваты! | Василисины размышления | Дзен (dzen.ru)

Если понравилась статья, можете похвалить автора материально

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.