Найти тему
Василисины размышления

Перечитываем школьную классику. Почему титаны мысли с "Душечкой" боролись?

Продолжаем перечитывать в зрелом возрасте классику, включенную в школьную программу. Прошлые подобные материалы вызывали очень интересные и глубокие отклики.

Елена : "Наша школьная программа замусорена правильными с точки зрения партии, правительства, общества Мемориал, Ельцин-центра, Сороса... произведениями…. Идеология меняется, а отношение к Литературе нет. Пропаганда рулит."

Да, пропаганда мало того, что рулит, так еще и меняет курс по указаниям каждого нового рулевого. За свою долгую жизнь я нагляделась на такие виражи досыта! И каждое новое поколение "направлятелей дум" уверенно вкладывает в тексты писателей новые смыслы.

Весьма показательны в этом плане "утвержденные разъяснения правильных мнений" для рассказа А.П.Чехова "Душечка". Рассказ короткий, но емкий, наполненный событиями поболее иных повестей. При этом какой-то очень милый, даже "прохождение" его в школе не убивает впечатление.

Напоминаю краткое содержание: Живущая в конце XIX века в провинциальном городке Оленька чувствует себя не у дел, если "со мною нет кого-то". Если же "кто-то" находится, а это сначала первый муж (театральный антрепренер), затем второй муж (управляющий лесным складом), затем любовник (ветеринар), затем мальчик-воспитанник (гимназист), то она просто расцветает. Любит всем сердцем и спутника жизни, и его дело, причем каждый раз полностью погружается в новое занятие и перестает интересоваться прежним. Сама же, увы, приложение своим силам найти не в состоянии.

В 1980-х годах, когда в школе училась я, этот рассказ включался в обязательную подборку "Чехов – непримиримый борец с пошлостью". Правильным мнением считалось, что Оленька – химически-чистый образец образец мещанской тупости, узости кругозора и бесхребетности. Рыба-прилипала и вообще дура дурой!

Опираться при этом следовало на мнение непререкаемых революционных авторитетов. Которые почему-то обрушивались на героиню небольшого рассказа всей железобетонной мощью.

Собственно, больше ничего о творчестве Чехова знать и не полагалось.  Хватит с вас!
Собственно, больше ничего о творчестве Чехова знать и не полагалось. Хватит с вас!

Какие люди, а? Вот прямо-таки орлы принялись муху ловить! Кажется, ну что им Душечка какая-то? Но видать почуяли гиганты мысли в ней классового врага. Как это – жить в житейском болоте и при этом самой не страдать, никого не гнобить, не лицемерить, не продаваться, оптимистично приноравливаться к обстоятельствам... Это что же, и так можно? Ну уж нет!

Еще так злобно сказал-припечатал о ней революционный классик:

-2

А вы задумайтесь: кто-то в рассказе помышлял ударить Оленьку? Наоборот, ее все любят! Уж что есть гнуснее провинциального городишки без телевизоров и интернета, где всех развлечений – перемыть косточки ближнему? А к Оленьке грязь не липнет. Два замужества подряд, потом связь с постояльцем, потом привечание его же семьи... "Другую бы осудили за это, но об Оленьке никто не мог подумать дурно". И ведь не прячется, не хитрит, не изворачивается. Вся на виду. Никакого шмыгания, никакой робости. Ее "добрая наивная улыбка" гасит любые конфликты.

Мы, школьники, тоже нутром чуяли – что-то с аргументами у великих не так. Чувствовалась в самом тоне рассказа авторская симпатия к недалекой простушке, а ее явная миролюбивая неконфликтность не располагала к потрясанию обвинениями.

В 2010-х "Душечку" в школе проходила моя дочь. Проходила достаточно вскользь, видимо, не совпадал в это время образ чеховской мещаночки с генеральной линией пропаганды успешного успеха. Так, упоминалась ее простота, несамостоятельность, влюбчивость, но мимоходом.

Но курс опять изменился и 2020-х образ Оленьки вдруг воссиял победной скрепоносностью! Почитала я тут в Сети методические материалы для учителей. Про опекание и материнство как единственное назначение настоящей женщины (если нет детей – опекай мужей). Про правильность для женщины жить не своим умом, а мужниным. Про достойное знание своего места. И прочее махровое "доброславие", от которого воротит сильнее, чем от советского прогрессорства.

Ну и цитатку от великого авторитета под это дело подогнали, а как же без опоры на авторитеты?!

-3

Кстати, и работу Льва Толстого, из которой взята эта цитата, я тоже прочла. В Сети она есть, так и называется: "Послесловие к рассказу Чехова "Душечка". Написана она в 1905 году, спустя 8 лет после публикации рассказа. Что это вдруг запоздало накрыло? Увы, к этому времени творческий пик самого Л.Толстого остался далеко позади. Читаешь - и с горечью понимаешь, что даже самые гениальные умы бессильны перед возрастными изменениями и расстройствами психики. Путаный, сумбурный текст с библейскими аллегориями и корявыми попытками натянуть сову на глобус. Что-то про то, что сам Чехов задумывал одно, написал другое, а понимать надо третье...

И опять этим методическим установкам не слишком верится. Вроде все и так... и не так. Да, героиня не пламенная революционерка. Да, не особо умна. Да, ее душа ищет опоры и привязанности. Но при этом ума у Оленьки вполне достаточно для успешного освоения на базовом уровне любого занятия. Прогимназию окончила как-никак. И в организации театрального дела разобралась, и в маркировке леса. "Балка, кругляк, тес, шелёвка, безымянка, решетник, лафет, горбыль..." – во всем этом не путается. Почти Скарлетт О'Хара со своей лесопилкой! Расторопна, поворотлива, внимательна. Просто во времена Чехова порядочные женщины работали в основном в семейном бизнесе, а не по найму.

Ну Лев Толстой-то и работу своей жены, трудившейся над переписыванием и корректурой его рукописей, за работу не считал. А ведь сколько бы пришлось заплатить нанятому переписчику и корректору?

Как бы ни старались методисты указать правильное прочтение чеховского рассказа, какое-то приятное впечатление о душечке Оленьке пробивается из-под авторитетных глыб.

Разве нет житейской ниши между лидерами, идущими по головам и покорными домашними сиделицами? Разве обязательно стремиться к полюсам? Ведь можно жить без достигаторства и без распластывания ниц. Опять же, кто-то должен делать простую, рутинную работу. И тогда, и сейчас.

Не карьеристки и не домохозяйки пекут булочки в кафе, сидят за кассами, сводят балансы, красят стены, ставят уколы и капельницы, учат детей, делают бесконечное множество незаметных, но важнейших дел. И при этом многие ухитряются сохранять добродушие и мир в своей семье. Если "солью земли" называют людей выдающихся, талантливых, то вот таких Душечек впору назвать "хлебом земли".

Помните, при разговоре о героях И.С.Тургенева мы говорили о людях, характерами похожих на дерево иву? Тех, кто после невзгод находят силы распрямиться или возродиться, умеют приспособиться к обстоятельствам, не рыщут в поисках идеала, а видят достоинства в ближних, мягко разруливают конфликты? Вот Оленька-душечка и есть типичная "ива"!

Рядом с ней уютно и надежно. Счастливый характер.

-4

В следующей статье поговорим об экранизации рассказа.

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба