Найти тему
Николай Секерин

Повелитель мух

Однажды я слышал мнение, что для понимания процессов взросления детей нужно в первую очередь прочитать «Повелителя мух» Уильяма Голдинга, а затем «Педагогическую поэму» Антона Макаренко. Про вторую книгу я, возможно, расскажу как-нибудь потом, а сегодня поговорим о первой.

Иногда, замечая детскую жестокость, взрослые задаются вопросом: откуда в них эта злоба? Но ничего удивительного в этом нет, поскольку мы приходим в этот мир с одними лишь инстинктами, а инстинкты требуют от нас борьбы за выживание любыми способами. Отсюда желание мальчиков быть самыми сильными, и демонстрировать свою силу показной жестокостью. Те же, кому это не удаётся, учатся сбиваться в стаи и держаться поближе к вожаку.

Когда дети растут в цивилизации под надзором взрослых, их звериное начало постоянно вступает в противоборство со вновь получаемыми знаниями о гуманности, правилах поведения в социуме и об уголовном кодексе. В конце концов инстинкты отходят на бессознательную периферию, дитя вырастает и приспосабливается к человеческой жизни, в которой существуют законы, обычаи и понятия о хорошем и плохом. В результате социум получает ещё одного члена, и он в свою очередь начинает вместе с остальными помогать взрослеть новым.

Но если малолетние дети будут предоставлены сами себе, то без участия взрослых они не смогут вырасти в цивилизованных людей, и их звериное начало очень скоро одержит во внутреннем конфликте верх.

В «Повелителе мух» описано как это будет. 

Попав неведомым путём на необитаемый остров, группа мальчиков первым делом наслаждается играми и веселится. Но эйфория свободы от надзора родителей быстро заканчивается и тогда юноши сталкиваются с первыми элементарными бытовыми проблемами, которые раньше решались для них как бы сами по себе. Ночлег, гигиена, горячая пища и вопросы организации своей общины с нуля - вот чем предстоит заниматься подросткам, самому старшему из которых едва исполнилось двенадцать. 

Столкнувшись с первичными проблемами обустройства быта, дети вдруг поняли, что организовать свою жизнь они не смогут до тех пор, пока кто-нибудь из них не возьмёт на себя роль лидера, которому будут подчиняться все остальные. И перво-наперво ребятам предстоит решить кто этим лидером будет. Да только вот оказалось, что здесь, вдали от мира взрослых, не работают все эти «голосования» и «выборы», и место вождя способен занять лишь тот, кто первым научится убивать.