Продолжаем пытаться вникнуть в тонкости управления производством через призму СМК. Сегодня – оперативное управление производством.
Напомню, хитросплетения производства как процесса мы рассматривали здесь. Сооружать ли для оперативного управления производством отдельный стандарт (инструкцию, регламент) – дело Ваше. Я бы сделал это…
Основной целью реализации процедуры оперативного управления производством является организация согласованного во времени и пространстве движения предметов труда в соответствии с производственными планами.
Оперативное управление основным производством может включать в себя следующие действия:
- - оперативно-календарное планирование;
- - учет изготовления, движения предметов труда в производстве;
- - регулирование (диспетчирование) хода производственного процесса.
Каждое из вышеуказанных действий осуществляется на двух уровнях управления:
- - внутризаводском (межцеховом);
- - внутрицеховом.
Понятно, что, если цех у Вас единственный, единственным будет и уровень управления.
Объектами управления на внутризаводском (межцеховом) уровне оперативного управления являются заготовительные, механообрабатывающие, сборочные цехи и складское хозяйство.
Оперативное управление на этом уровне осуществляют:
- - производственно-диспетчерский отдел (ПДО);
- - планово-экономический отдел (ПЭО);
- - производственное руководство организации.
Объектом управления на внутрицеховом уровне оперативного управления являются производственные участки.
Оперативное руководство осуществляют:
- - планово-диспетчерское бюро (ПДБ);
- - руководство цеха;
- - руководство участков.
Основные принципы оперативного управления включают:
- - централизацию планового руководства и работ по оперативному управлению;
- - наличие обратной связи в системе управления;
- - достоверность и своевременность оперативного учета.
Некоторые скажут: «Фу, как скучно! А где цифровизация с мультиками?» А никто не запрещает, при наличии толстого кармана организации, организовывать вышеперечисленные действия с применением самых фаршированных гаджетов. Главное, чтобы на батарейки не скупились…
Оперативное планирование
Основой для оперативного планирования является производственный план ООО «ООО» (СТО ….).
Оперативное планирование подразделяется на внутризаводское (межцеховое) и внутрицеховое объёмно-календарное планирование.
Внутризаводское (межцеховое) объёмно-календарное планирование имеет своей задачей разработку оперативных производственных заданий цехам с учетом согласования их работы между собой и складывается из следующих элементов:
- - разработка исходных календарно-плановых нормативов;
- - формирование и выдача цехам оперативных производственных заданий на месяц;
- - разработка и выдача цехам календарных графиков производства.
Календарно-плановые нормативы рассчитываются по Методике [1] и утверждаются приказом руководителя организации.
ПДО при проведении внутризаводского (межцехового) объёмно-календарного планирования обеспечивает:
- - разработку месячных оперативных графиков изготовления и сдачи продукции, утверждение их у заместителя руководителя организации по производству, выдачу графиков производственным подразделениям за 5 дней до начала планируемого месяца;
- - корректировку, при необходимости, планов производственным подразделениям до 10 числа планируемого месяца совместно с ПЭО;
- - учет и планирование производства с применением вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения (ПО);
- - проверку ежемесячных отчетов производственных подразделений по движению деталей (приложение EEE).
Учет и планирование производства с применением вычислительной техники осуществляется при помощи соответствующей программы, например: «1С:MES Оперативное управление производством». Методическую помощь ПДО в использовании программы оказывает бюро информационных технологий (БИТ).
Применение программы осуществляется в соответствии с руководством пользователя данной программы.
Внутрицеховое объёмно-календарное планирование осуществляет планово-диспетчерское бюро (ПДБ) производственного подразделения.
В обязанности службы ПДБ производственного подразделения входит:
- - разработка и доведение производственных графиков по всей заданной номенклатуре производственным участкам за 5 дней до начала планируемого месяца;
- - распределение изготовления деталей и сборочных единиц (ДСЕ) по производственным участкам согласно цеховым маршрутам;
- - обеспечение производственных участков материалами и комплектующими изделиями;
- - организация отгрузки готовых ДСЕ другим производственным подразделениям согласно технологическим маршрутам;
- - передача (отгрузка) готовой продукции отделу продаж на реализацию;
- - проведение расчетов размера партии и длительности производственного цикла предметов труда, с привлечением работников техбюро и БТиЗ (бюро труда и заработной платы) производственного подразделения, руководствуясь Методикой [1].
Учет движения ДСЕ в производстве
Оперативный учет движения ДСЕ, полуфабрикатов и покупных изделий в производстве должен удовлетворять следующим требованиям:
- - достоверность исходной информации:
- - своевременность сбора и обработки данных;
- - наглядность и немногочисленность форм применяемой документированной информации.
Учет движения ДСЕ в производственном подразделении
Для успешного решения задач производственного подразделения по учету движения ДСЕ необходим целый ряд условий ведения учета. Наиболее важными их них являются:
- - установление порядка выдачи материальных ценностей на рабочие места (по внутрицеховым требованиям и журналам учета материалов);
- - оснащение участков мерной тарой, весами;
- - ежеквартальное проведение инвентаризации остатков незавершенного производства (НЗП) по состоянию на первое число месяца, сличение данных инвентаризации с учетными данными и отражение всех отклонений за отчетный период в штуках.
В целях информационного обеспечения оперативного управления производства в каждом производственном подразделении (ПП) оформляется следующая первичная документация:
- - сменное задание, которое оформляет старший мастер (начальник участка) каждому сменному мастеру (приложение GGG).
- - сменный мастер распределяет изготовление продукции по оборудованию, рабочим с выдачей сменного задания (приложение JJJ).
- - суточный рапорт (приложение LLL), который по окончании суток оформляют работники ПДБ согласно сменным заданиям. Суточный рапорт подписывают начальник цеха, начальники ПДБ и БТК (бюро технического контроля) к 7 час 40 мин, рапорт сдают в группу учета ПДО;
- - накладная на передачу деталей и узлов (приложение SSS), которая оформляется работниками ПДБ на принятые БТК детали и узлы на основании соответствующих документов (сопроводительная карта, паспорт). Накладная оформляется в 3-х экземплярах и подписывается работниками ПДБ и БТК цеха-отправителя. При получении продукции цехом-получателем она подписывается работниками ПДБ цеха-получателя;
- - приемо-сдаточная накладная на сдачу и прием продукции в отдел продаж оформляется согласно СТО …;
- - карта выявленных несоответствий и акт о браке, которые оформляются согласно СТО ….;
- - отчет по движению деталей, остатков НЗП и результатам инвентаризации (приложение WWW), который составляется работниками ПДБ до 9 числа месяца и сдается для проверки в учетную группу ПДО;
- - сверочная ведомость (форма произвольная), которая составляется ПП-поставщиком и сверяется с ПП-потребителем. Ведомость является одним из документов для составления отчета по движению ДСЕ;
- - дефицит недостающих материалов на производственную программу (приложение DDD), который разрабатывается ПДБ производственных подразделений за 3 дня до начала планируемого периода, исходя из потребности материалов и комплектующих изделий на планы ПП, с учетом остатков на начало месяца незавершенного производства и установленной длительности производственного цикла. Проверяется и утверждается заместителем начальника ОМТС (отдел материально-технического снабжения);
- - журнал приема-передачи смен (приложение QQQ);
- - журнал регистрации сопроводительной технологической документации (приложение RRR).
Журналы (приложения QQQ, RRR) ведутся на каждом участке, если иное не установлено начальником ПП.
Первичная документация заполняется разборчиво, без ошибок, помарок и незаверенных исправлений.
Ответственность за правильность оформления документов возложена на должностные лица, подписавшие документ.
Учет движения деталей и узлов на уровне организации
Учет движения деталей и узлов на уровне организации осуществляет бюро объёмно-календарного планирования ПДО, которое:
- - разрабатывает с применением ОИТ (оборудование информационных технологий) календарно-плановые нормативы согласно Методике [1];
- - обеспечивает выдачу данных исполнителям;
- - разрабатывает необходимые формы объёмно-календарного планирования для руководства;
- - разрабатывает график материально-технического обеспечения для ОМТС;
- - ведет сводный расчет длительности производственных циклов по заказам;
- - ведет постоянную корректировку календарно-плановых нормативов с учетом изменений;
- - разрабатывает ежемесячные календарные графики сдачи (приложение YYY) готовой продукции в отдел продаж по производственным подразделениям не позднее 25-го числа текущего месяца на последующий;
- - ведет учет и движение предметов труда в производстве с применением ОИТ и соответствующего ПО (при методическом руководстве БИТ);
- - готовит справочные материалы по заданию руководства организации.
Учет незавершенного производства
Незавершенное производство является одной из важнейших сторон производственной и финансово-экономической деятельности организации, ПП, участка.
Стоимостной оценке НЗП предшествует инвентаризация и составление инвентаризационных описей (приложение UUU). После проверки работниками ПДО на достоверность отраженных в этих описях количественных остатков, инвентаризационная опись сдается в бухгалтерию.
Наряду с накладными на передачу деталей другим ПП, актами на брак, накладными на сдачу продукции в отдел продаж, первичными документами по учету движения деталей также являются:
- - акты на списание деталей, узлов, полуфабрикатов (приложение III);
- - приказы руководителя организации о списании потерь в производстве с приложением акта на списание.
Инвентаризация незавершенного производства проводится с целью:
- - установить фактическое наличие задела деталей, узлов, агрегатов, не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве и соответствие их учетной документации;
- - выявить неучтенный брак;
- - определить фактическую комплектность незавершенного производства (задела) и обеспеченность сборки деталями, узлами, полуфабрикатами;
- - выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, выполнение которых приостановлено;
- - выявить количество продукции, неукомплектованной по вине смежников;
- - определить фактическую себестоимость находящихся в производстве задела деталей, узлов, агрегатов, не законченных изготовлением и сборкой изделий;
- - проверить правильность заполнения первичных документов о выработке, соответствия данных, приведенных в этих документах, общему количеству принятой продукции, обеспечить контроль за наличием деталей, узлов, полуфабрикатов в промежуточных кладовых, на складах и на рабочих местах.
Инвентаризация проводится путем прямого подсчета, взвешивания деталей и узлов по каждой операции отдельно.
Результаты инвентаризации обобщаются и заносятся в инвентаризационную опись незавершенного производства.
Между прочим, инвентаризация незавершенного производства позволяет представить часть объективных свидетельств реализации в Вашей организации требования 8.5.1.11 ГОСТ РВ 0015‒002‒2020:
«При управлении технологическими процессами следует учитывать в том числе следующие показатели:
- ….;
- процент выхода годных образцов продукции (из числа запущенных в производство)…».
Не буду останавливаться на создании комиссии по инвентаризации незавершенного производства, сроках работы и оформляемых документах – при желании, это можно посмотреть в типовом СТО, указанным в конце статьи.
Диспетчирование (регулирование) производственных процессов
Принципы организации диспетчирования
Основной задачей диспетчерской службы организации является ликвидация отклонений от запланированного хода производства и устранения всех помех, нарушающих бесперебойное, комплектное, равномерное снабжение материалами, заготовками, деталями цехов основного производства.
В соответствии со своим назначением, диспетчирование включает в себя следующие функции:
- - непрерывный диспетчерский контроль производственного процесса;
- - оперативное распорядительство по устранению любых отклонений в ходе производства.
Вся деятельность диспетчерской службы обеспечения производства организации основывается на принципах плановости, централизованности, оперативности:
- - централизованность заключается в том, что оперативные вопросы особой важности, от которых зависит ритмичная работа организации, контролируется начальником смены, который получает задание от начальника ПДО, чем достигается единое распорядительство на производстве;
- - плановость обеспечивается тем, что диспетчер в своих действиях исходит из необходимости выполнения производственного задания. Основная задача диспетчера - обеспечить выполнение задания начальника ПДО на смену (сутки) во время своего дежурства;
- - оперативность основывается на осведомленности о ходе производства, быстром принятии мер по устранению отклонений от запланированного хода производства.
Диспетчирование основных производственных процессов проводится в организации на двух уровнях:
- - межцеховое диспетчирование, осуществляемое диспетчерской службой ООО «ООО»;
- - внутрицеховое диспетчирование, осуществляемое диспетчерами ПДБ производственных подразделений.
Содержание и методы диспетчерского контроля
Диспетчерский контроль хода производственного процесса включает:
- - непрерывный контроль хода выполнения оперативных заданий всеми подразделениями;
- - контроль комплектации изделий;
- - контроль обеспечения производства материалами, заготовками, комплектующими, инструментом и за их своевременной подачей в ПП;
- - установление причин, задерживающих выполнение оперативных заданий и принятие мер к их устранению.
Основным методом работы дежурных диспетчеров является контроль и регулирование текущей работы по отклонениям от оперативных заданий на смену-сутки.
Диспетчерская служба ПДО организации осуществляет:
- - совместно с транспортным подразделением контроль работы транспорта при перевозках внутри организации;
- - все перевозки внутри организации предметов труда согласно технологическим маршрутам и заданиям начальника ПДО;
- - контроль поступления грузов железнодорожным и автомобильным транспортом;
- - контроль хода производства;
- - передачу исполнителям распоряжений руководства организации и контроль их исполнения.
Свою работу по контролю и регулированию хода производства начальники смен и их аппарат проводит путем приема от ПП сигналов о задержках в ходе производства.
Указания дежурного диспетчера по текущей работе и обслуживанию производства являются обязательными для руководителей ПП и вспомогательных служб организации.
Одним из методов диспетчерского контроля является проведение заместителем руководителя организации по производству или начальником ПДО ежедневных очных или селекторных или видеосовещаний.
Время проведения ежедневных совещаний на текущий год устанавливает заместитель руководителя организации по производству своим распоряжением.
На ежедневных совещаниях присутствуют:
- - начальник ПДО;
- - руководители ПП;
- - начальник ОМТС;
- - начальник ОТК;
- - начальник отдела продаж;
- - начальники КО и ТО (конструкторы и технологи).
Метрологи, аналитическая лаборатория, испытатели – при необходимости.
Принятые решения фиксируются начальником ПДО в рабочем журнале, выполнение этих решений проверяется во время проведения очередных совещаний.
Как всегда, для процедуры определяем риски и назначаем методы их уменьшения до приемлемого уровня.
Критериями оценки процедуры оперативного управления производством могут быть:
- - степень выполнения ежемесячных календарных графиков сдачи готовой продукции;
- - наличие оформленной надлежащим образом документированной информации, предусмотренной стандартом.
Отчет по оценке процедуры начальник ПДО один раз в полгода (до 12 июня, до 12 декабря) оформляет согласно приложению NNN и направляет его служебной запиской заместителю руководителя организации по производству для подготовки отчета о функционировании процесса «Управление производством».
Если остались вопросы, посмотрите цели и начинку типового стандарта для военной продукции - ЗДЕСЬ:
СТО 123456RW-166-2021 Система менеджмента качества. Управление производством. Оперативное управление производством.
Типовой стандарт для общепромышленной продукции - ЗДЕСЬ:
СТО 8765RISO-159-2022 Система менеджмента качества. Управление производством. Оперативное управление производством
Актуальный перечень ранее опубликованных статей со ссылками посмотреть/скачать.
29.09.2022