Наша проба пера. Отзывы и мнения о фильме от участников киноклуба.
1. Елизавета. Ценности «против» мечты
На первый взгляд, «Эта замечательная жизнь» кажется очень простым и легким для восприятия. Некоторые назвали его чисто американским фильмом, некоторые увидели в нем пропагандистскую сторону, но для меня это история про человека, который четко придерживается своих ценностей.
Из-за этого на протяжении всего фильма мы можем не понимать действий главного героя. Сердцем болеть за его судьбу и ругать людей, которые встали у него на пути к его мечте. И кричать: «Да сколько можно!»
И вот долгожданный финал и все негодование ушло в небытие. Трогательный конец. Слезы ручьем и т.п. Потом пару дней сладкое послевкусие, а дальше начинается анализ. И выходит, что не все так гладко. И снова возвращается непонимание позиций главного героя. Зачем и почему? А как же мечты и самореализация? Но речь здесь идет совсем не про это…
Ключевой вопрос фильма – почему Джордж Бейли не уехал из города? У него были возможности и одобрение отца. Что же пошло не так? Больше всего в жизни он ценил свою семью и людей в городе. Это то, что он пытался сохранить перед угрозой в лице Поттера. Именно это и стало его главным приоритетом чуть ли не с самых малых лет. Зная Поттера с детства, Джордж понимал на какое зло способен этот человек.
От чего он и страдал. Так как придерживаться своих ценностей – задача не из легких. Именно это и засуживает уважение. Сами спросите у себя: на что вы готовы ради того, что любишь и хочешь сохранить?
2. Богдан. Чем замечательна жизнь?
Дорожка честного предприимчивого человека всегда выведет к большим деньгам, такому будут благоволить небеса, особенно если он будет достаточно суеверен для этого и не будет упускать возможности загадать желание на миллион.
Путник должен доверять тропе, но, на случай сомнения, найдется себялюбивый ангел-карьерист, который такой же, как и он, с теми же проблемами и желаниями. Как здорово, что и небожители не без греха! А если ангел не найдется, найдется хорошая история, повествующая о том, как не скучно жить и как можно найти денежный клад - как это удалось Тому Сойеру.
Фортуна любит только хороших парней, кто в погоне за кушем теряет совесть - потеряет самого себя. Надо быть способным на принципиальный поступок, уметь отзывчиво помочь нуждающемуся, но продолжать гнаться за кушем! Ведь что есть лучше парящих баксов, радостных знакомых лиц, женского смеха и шампанского! Этим то и замечательна жизнь?
3. Сергей. Оценка жизни по форме или по содержанию?
Сначала хотелось бы отметить политическую подоплеку.
Фильм, с одной стороны, сильно американский: главный герой – бизнесмен, американские семейные ценности (домик, машина, большая семья), в конце – хэппи энд с кучей баксов на столе и всеобщей любовью. Вот оно счастье!
С другой стороны, в нем есть этакий «антиамериканский» посыл - отказ от большой мечты. Приехать из маленького городка, выучиться, стать успешным и заработать миллион – это ли не американская мечта?
По-видимому, в какой-то момент такие амбициозные люди стали проблемой. И Голливуд попросили снять фильмы, показывающие, что не в этом счастье. И что достойно жить, реализовываться, зарабатывать и вообще быть успешным можно и «на местах».
В этом смысле политический подтекст и посыл «Этой замечательной жизни» именно в этом: можно обойтись и без большой мечты, а реализоваться можно и в своем маленьком городе.
А можно ли?
По сути главный герой отказался от своей мечты. Он не поехал учиться, не стал архитектором, не стал путешественником. Другими словами – вроде как не самореализовался. Он остался в своем городе и был вынужден тащить дело отца, кое как сводя концы с концами. В итоге же он оказывается на мосту с намерением с него спрыгнуть… Так себе «успех».
И тем не менее. Что в принципе можно понимать под этой несчастной самореализацией? Ведь можно оценивать достижения человека по форме, а можно – по содержанию.
По форме ты можешь стать знаменитым бизнесменом, ученым, режиссером, политиком, получить какие-то награды и т.д. и т.п. Однако это не мешает тебе стать бизнесменом, богатеющим за счет обирания других; не мешает быть ученым, ставящим опыты на людях; не мешает быть режиссером, восхваляющим перверсии и даже получающему за это награды; и, наконец, это не помешает тебе стать кровавым политиком-марионеткой.
Если же оценивать достижения по содержанию, то главный и единственный критерий оценки – что ты сделал для людей? Других критериев нет. Если ты врач в районной больнице, верный клятве Гиппократа и отдающий всего себя пациентам, - ты реализовался больше любого Рокфеллера. Это не мешает и не противоречит возможности быть богатым и знаменитым. Потому что критерий один – что ты сделал для людей?
И в этом смысле герой фильма, конечно, полностью и всецело реализовался. Пусть сам этого и не понял, пока не появился ангел. Но он – реализовался по содержанию, а не по форме.
Это совершенно не означает, что надо отказываться от своей мечты. Но жизнь то и дело заставляет делать выбор. И иногда правильный выбор здесь и сейчас идет вразрез с мечтой.
4.Антон. Как отличить мечту от фантазии
Несмотря на притчевый характер фильма Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь», многие из собравшихся решили воспринять его достаточно буквально. В результате у ряда зрителей возникло желание оценить правильность поступков главного героя, будто бы он отказался от свой мечты.
В целом на обсуждении оказалось, что в современном обществе нет точного понимания, кого считать сильным человеком, а кого записывать в «инфантилы». Однако даже когда удалось прояснить этот момент с точки зрения «реализации» своего существа и своей мечты, предназначения и цели, то оказалось, что общего понимания того, что есть мечта и как ее увидеть у персонажа художественного произведения - нет. В ходе дискуссии сошлись на представлении о мечте как чего-то, что заставляет человека действовать.
Характерным оказалось то, что мечта у человека может быть как выраженной в какой-то вербальной форме, так и не очень. В то же время в деятельности главного героя изначально оказалось хорошо показано его молчаливое и решительное стремление отдавать себя на благо окружающих. Прыжок в ледяную воду вслед за братом, работа за пределами «здравой логики» главного антагониста — в фильме это демонстрируется как реальное решение внутреннего конфликта между успехом и внутренним чувством правильности. И при этом он весь фильм сохраняет фантазию о том, что вот-вот совсем скоро он поедет, не важно куда. Может быть в колледж становиться архитектором, а может быть куда-то еще, чтобы набить свой чемодан открытками со всех сторон света.
Конечно, можно заявить, что он «не реализует свою мечту» и «поддается препятствиям» на всем пути. Однако ж на деле он каждый раз делает выбор, и всегда побеждает именно то, что для него имеет действительную цену. Главный герой в целом показан как человек ценностный, являющийся антагонистом к главному стороннику исключительно рационального подхода к жизни. В этом смысле свою мечту он как раз реализует – делает то, что для него является по-настоящему ценным.
==
- Мы в ВК: https://vk.com/kinoklub21
- В инстаграм: https://www.instagram.com/kinoklub21/