Угловую парадную гостиную на половине императрицы Александры Фёдоровны украшает роскошный шерстяной ковёр площадью 100 квадратных метров. В его центральном радиальном рисунке – грифоны, дельфины, маски, картуши в палевых, зеленоватых и тёмно-терракотовых тонах; по краям – бордюр. Ковёр изготовили на французской фабрике Савоннери (Savonnerie) в начале XIX века и приобрели специально для Биллиардной комнаты (впоследствии – Угловая гостиная) в Восточном крыле Александровского дворца. В тот период ковёр расстилали только во время Высочайшего присутствия. А чтобы уберечь его от порчи, во время завтраков и обедов укрывали «непромокаемой парусиной».
Савоннери – мануфактура, которая появилась во Франции в XVII веке на месте бывшей мыловаренной фабрики и получила соответственное название (по-французски savon – «мыло», а Savonnerie – «мыловарня»). Она находилась на правом берегу Сены, на холме Шайо (сейчас это район Трокадеро). Решающую роль в создании мануфактуры сыграл король Франции Генрих IV, который повелел открыть собственное производство ковровых изделий, поскольку закупка ковров с Востока была весьма обременительна для французской казны. Ковры Савоннери украшали Лувр и Версаль, а также часто служили дипломатическими подарками и дорогим статусным дарами короля своим приближенным.
На формирование индивидуального стиля мануфактуры повлияли классические восточные узоры и орнаменты, к которым со временем добавились элементы европейского искусства разных эпох: роскошного барокко, изысканного рококо, утонченного классицизма. Рисунки ковровых изделий фирмы полны разнообразных цветочных орнаментов, композиций из виньеток, букетов и венков, украшены изображениями геральдических медальонов, зооморфных мотивов.
Ковры изготавливались преимущественно из шерсти с добавлением натурального шелка, который подчеркивал красоту сложного, детализированного рисунка. На создание эскиза уходило несколько месяцев, в производстве использовалось от двухсот до четырёхсот цветов и оттенков.
К концу XVIII века мануфактура Савоннери производила не только ковры, но также панели для экранов и гобелены. Закат мануфактуры начался в годы Великой французской революции. В 1825 году предприятие испытывало финансовые трудности и вошло в состав Мануфактуры гобеленов (позднее Мануфактура Национальной меблировки), утратила самостоятельность своей марки.
В наши дни изделия фабрики Савоннери из музейных и частных собраний – это уникальные произведения прикладного искусства. Таким является и ковёр из Угловой гостиной Александровского дворца.
Текст: Мария Филипцева, хранитель экспозиции Александровского дворца