Найти в Дзене
@uspeh_rebenka

Почему дети из состоятельных семей в зоне риска развития аддиктивного поведения?

Многим из нас кажется, что чем более благополучней семья, тем больше шансов у ребенка получить хорошее воспитание и образование. После перестройки в стране уже выросло целое поколение детей, которые родились и проживают на уровне лакшери. И многие состоятельные  родители уже прошли нелегкий путь взросления, который сопровождался и проявлениями девиантного поведения и уходом в зависимости.

В состоятельных семьях дети не знают что такое кризис, они никогда не сталкивались с социальными лишениями, они не представляют, что такое трудные годы. Когда многие семьи надеялись только на урожай со своих шести соток.

То есть ребенок, психика которого не сталкивается с преодолимыми трудностями, не набирает навыка адаптации к меняющейся внешней среде. И этот механизм нужно тренировать, как спортсмен, который накачивает мышечный каркас.

У нас же, даже в обычных семьях часто дети получают все по первому запросу.

Например, если ребенок теряет смартфон. Причина может быть любая, своровали, разбил и пр. Что мы делаем? Идем и покупаем новый. То есть потребность перекрывается внешним ресурсом при первой возможности. Такая личность со временем приобретает установку: “Ничего страшного, новый купят!”

В семье формируется привычка - мои потребности перекрываются кем-то другим, без усилий со стороны самого ребенка. Мы говорим не о зимней куртке и сапогах, то есть об обеспечении безопасности, а о крупных покупках - гаджетах, приставках, техники, организации праздников.

Чтобы развивать умение получать желаемое, нужно учить не просить, а копить самостоятельно. У такого ребенка со временем сформируется механизм, когда личность учится собирать имеющиеся ресурсы и предпринимать необходимые действия, опираясь в большей степени на себя.

Тогда и ценность приобретения будет выше. А в голове сформируется часть, которая опираясь на позитивный опыт, сформирует установку: “Я могу сам”. Поэтому  чем меньше дорогостоящих подарков, которые ребенок получает без особых усилий, тем лучше.

Не надо при первой просьбе или даже требовании подставлять костыль, задача учить ходить - составлять план и предпринимать самостоятельные действия. Тогда и мысли будут заняты не гаджетом, а целями. Привычка надеяться на состоятельных родителей очень быстро закрепляется, а перестраиваться потом очень сложно.

В очень состоятельных семьях возникает и развивается еще одна специфическая проблема.

Рядом с такими детьми с детства есть люди, обслуживающие их комфорт. Вся окружающая среда по сути является средой потребления. И закрепляется тот же механизм - кто то обязан перекрывать все возникающие потребности, только уже в гипертрофированном виде дорогой одежды, гаджетов и аксессуаров.

Часто влиятельные родители целенаправленно подкрепляют поведение, где люди являются обслуживающим  персоналом, подчиненными. Эту модель ребенок переносит и на общение с учителями, и даже со сверстниками.  Что является причиной большинства конфликтов, непонимания, взаимных претензий.

То есть ребенок с детства воспринимает других только в одной роли - чтобы они как то услужили, угодили. Ничего удивительного, такие детства растут в иллюзии своеобразного господства.

Но что происходит в дальнейшем? По мере взросления психика часто очень больно сталкивается с реальностью - миром, где не все спешат тебе подчиняться и как то услуживать.  Не спешит улыбаться и не бежит выполнять требования по первому запросу. В самых полярных формах личность рискует быть уничтоженной обьективной действительностью.

Представьте личность, у которой детские годы активного формирования картины мира пришлись на состояние, которое можно сравнить в пребыванием в премиум отеле. С утра до вечера тебя развлекают, предлагают прохладительные напитки, вкусно кормят, стараясь решать все вопросы по первому требованию, заваливают игрушками.

В подростковом возрасте закономерно начинаются детско-родительские конфликты. Какое состояние испытывает психическая система, оказавшись за воротами мира праздного потребления, где нужно прилагать усилия, что то делать?

Страх потерять родительское содержание является причиной постоянного напряжения, стресса. Именно в этой точке часто возникает потребность ухода от реальности. И тут нужно проводить коррекционную работу.

Не стоит требовать от такого подростка оторваться от компьютера и заняться делом. Необходимо развивать навыки адаптации, корректировать  актуальное  психо-эмоциональное  состояние.

Когда ребенок привыкает надеяться на родительские ресурсы, то на подсознании у него нет стимула развиваться, учиться. Зачем?

Поэтому имеет смысл с раннего детства передавать другую модель. В которой дети усваивают, что в первую очередь нужно надеяться не на влиятельных родителей, а только на себя. Что все о чем они мечтают, они способны построить самостоятельно, вместо подсознательного  ожидания наследства.