Найти тему
Дневник ресторатора

Франшиза: яркая упаковка или рабочая схема бизнеса?

Начнём с того, что существует 2 варианта франшиз. 

Первый – когда всё прописано от начала и до конца. Строгий, консервативный, но работающий вариант.

Второй – более свободный. Это когда ты сделал хороший ресторан и вдруг решил: «упакую-ка я его во франшизу». Упаковал, продал. В комплекте: товарный знак, дизайн, карты, договор. Вроде запрягли телегу, но как только поехали, выявляется куча проблем. Просто потому что такой вариант является, по большому счёту, продажей товарного знака, а не франшизы. Ключевое слово в нём «упакованный». Только не в понимании «полностью упакованный», а скорее производное от слова «упаковка». Поскольку в данном случае – это продажа красивой обёртки, красивой иллюзии. Поэтому так много франшиз-«пустышек», дальнейшая судьба которых в большинстве случаев печальна. Отсюда же и недоверие к франшизам в нашей стране.

Что касается франшизы «Мясо&Рыба», то я подошёл к вопросу иначе. Мы стараемся делать мощные рестораны, независимые от лидера. Мы не просто сделали франшизу, в которой прописан каждый шаг. Нам для её реализации не нужны франчайзи, какие-то выдающиеся шеф-повары или управляющие. Достаточно просто грамотных администраторов. Там настолько детально прописан каждый шаг, каждый «чих», что достаточно просто верно всё исполнять по заданной и отработанной системе. 

Важный элемент нашей франшизы состоит в том, что она постоянно совершенствуется и дополняется. И все, кто её приобрёл, приобрели также все обновления и изменения в дальнейшем. Нашему франчайзи не надо думать, где купить продукты, как поменять сезонное меню, где взять оборудование, как перестроить систему тренингов, что делать, если началась пандемия и тд, и тп. За него всё решаем мы, а он постоянно получает свежеобновлённую инструкцию. Вот что мы даём. Это можно сравнить с приложением, например, с картами. Когда ты единожды загрузив его, больше не паришься об изменениях в маршрутах и объездах, приложение обновляется автоматически. 

Многие мои знакомые, зайдя в один из ресторанов франчайзи, спрашивают: «а не будешь ли ты менять здесь то-то и то-то, улучшать те или иные моменты?». Можно, конечно, нанять более дорогих официантов, купить посуду подороже, выстроить дорогостоящие тренинги. Но это всё имеет стоимость. Моя же задача сделать ресторан, который всегда будет рентабелен. И если все вышеперечисленные улучшения не окупятся, то это будет в убыток для ресторана. А главное для нас – это рентабельность. Поэтому здесь важна определённая мобильность. Избыточное качество не должно бить по доходности.

С франшизами есть ещё один нюанс. Бывает, что ресторатор продаёт франшизу, она отрабатывает год, затем купивший отказывается от неё, меняет вывеску и товарный знак, но продолжает работать по купленным схемам. Здесь один выход: правильно составленный договор. В нём должны быть прописаны штрафные санкции, а также не нужно ни в коем случае заключать договор с ООО, за которым ничего не стоит. Должна быть компания-поручитель. Но и смею вас успокоить, когда франшиза выстроена грамотно, дольше года после отказа от неё ресторан не протянет. Поскольку схема не будет работать отдельно от «тела» франшизы. Если всё выстроено правильно, то владелец франшизы постоянно даёт обновления ресторану, не давая ему устаревать. И нормальный ресторатор не поменяет такую франшизу, не откажется от неё. 

А если ресторан способен дальше работать без лидера, то ценности этой подпитки нет, что означает одно. Это не франшиза, а всего лишь упаковка.