Я уже 15 лет учу детей с РАС. Чаще всего ко мне попадали дети с разной задержкой развития. А последние 3 года я работала с учениками начальной школы ФРЦ (Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС) с самой тяжелой степенью аутистических расстройств. И вот настал момент, когда я могу проверить свою гипотезу о возможности построения эффективного обучения для такой категории детей в условиях школы. С 1 сентября этого года я учу первый дополнительный класс по программе вариант 8.4 (АООП НОО).
Сегодня я начинаю делиться своим опытом со всеми, кому интересна эта тема, на моем канале.
День первый 🎉
Ожидание 1го сентября для меня было, я думаю, настолько же тревожно, насколько и для родителей. Они, уверена, боялись, как поведёт себя ребёнок? будет ли он плакать? как сойдётся с учителем? а кто-то даже: не выгонят ли ребёнка из школы после первого же дня ?
У меня были ровно такие же переживания с поправкой на последнем вопросе: не придётся ли нам (классу детей с тяжелыми проявлениями РАС или, как прописано в программе по варианту 8.4, с ТМНР) покинуть праздник , если детям будет неинтересно и тревожно.
Но сидеть, бояться - это не про меня. Я живу по принципу: есть проблема - решай ее - #берииделай
Хорошая подготовка - вот залог успеха!
Начну с того, что дети в мой класс попали уже подготовленные: они не сидели дома, а занимались в группе кратковременного пребывания нашего Федерального ресурсного центра МГППУ . То есть опыт оставаться без мамы, взаимодействовать с педагогами, участвовать в празднике у них уже был.
Поэтому первым делом я пошла к педагогам ГКП с 2мя вопросами.
- Смогут ли дети высидеть праздничное представление?
Пришли к коллективному заключению, что стоит готовиться не только к положительному ходу сценария. Дети ещё не участвовали в больших праздниках, а на выпускном праздники у каждого ребёнка был персональный сопровождающий.
- Что может успокоить каждого из детей? Что они любят? И тут меня больше всего интересовали пищевые предпочтения, и больше даже лакомства.
Не уходя далеко, я попросила педагогов ГКП помочь нам 1 сентября. Конечно, в тревожной обстановке знакомые люди - хоть какое-то успокоение, да и индивидуальное сопровождение - значит, что никто никуда не убежит, а в случае необходимости, можно будет найти к каждому свой подход.
Немаловажно, на мой взгляд, в подобных ситуациях информировать коллег о плане Б. У меня такой план был, поэтому я предупредила организаторов праздника, что если нашим ученикам будет тяжело на представлении, мы уйдём в класс пораньше.
Я считаю, что заставлять ради принципа «досидеть» бессмысленно. Если у ребёнка с РАС ещё не сформирован навык ожидания, нет понимания происходящего, то не надо его мучать - надо сначала формировать готовность.
А дальше я пошла в магазин за сушками, конфетками и прочими мелкими вкусностями, и родители будущих учеников тоже. Праздник ведь у нас, а у праздника должен быть вкус. И не только у праздника. Мне хотелось, чтобы с первого дня дети поняли, что в школе хорошо и приятно. А пищевая мотивация - самая сильная, особенно в детском возрасте, если отсутствует игровая.
В общем к 1 сентября мы с коллегами были готовы, был продуман каждый шаг🧾И план Б тоже, начиная от ухода с праздничного представления, заканчивая играми и развлечениями в классе.
Праздник превзошёл все ожидания!
Дети спокойно оставили родителей после линейки и пошли в школу, а главное, высидели все праздничное представление!!! Конечно, сидели с периодическим пищевым подкреплением, в ход пошли и конфетки, и чипсы, а с одним учеником пришлось погулять по школе, пока все классы рассаживались. И всё-таки нам НЕ пришлось уходить!
А гости нашей школы сказали, что в классе по программе 8.4 удивительные, воспитанные и спокойные первоклашки!
Кто знает, что такое тяжелая степень РАС, тот поймёт, какая большая работа стояла за этим успешным первым школьным днём. И то, что со стороны она была совершенно незаметной, на мой взгляд – признак мастерства и сплочённости нашего коллектива. Именно так и должно быть: особый ребёнок не может перестать быть особым в плане своих физических возможностей, но мы можем помочь ему стать частью общества и не вызывать постоянного внимания окружающих!
#spectv #дети #рас #аутизм #лайфхак #дефектолог #логопед #тьютор #обучениедетейсрас