Бизнес существует ради получения прибыли. Вот вы на протяжении месяца получали оплату за проекты и продажу продукции. И вот уже кажется, что успех настиг. Но подходит время, и приходится выплачивать налоги, зарплаты, аренду и др. Когда бизнес получил меньше, чем должен заплатить, он попадает в кассовый разрыв.
Кассовый разрыв 一 нехватка денег на обязательные расходы. В этом случае предприниматель должен больше, чем есть у него на счетах.
С этим может столкнуться любой бизнес. Даже если вы стабильно зарабатываете. Можно нарваться на клиента, который не оплатит поставку, или цены на сырье резко вырастут. Расскажем, как не упасть в пропасть кассового разрыва.
Но не путайте кассовый разрыв и бюджетный дефицит, когда доходы систематически меньше расходов. Тогда компания может находиться на грани банкротства, в этом случае приходится пересмотреть все бизнес-процессы. В свою очередь кассовый разрыв 一 временная трудность, которую можно решить.
Причины появления кассового разрыва
Основной причиной является рассинхронизация притока и оттока денежных средств. То есть деньги поступают на счет позже, чем они могут потребоваться.
- Задержка перечислений.
- Внешнеэкономическая ситуация.
- Непредвиденные расходы.
- Отсутствие финансовой подушки.
- Специфический или сезонный бизнес.
Не важно, по какой из причин образовался кассовый разрыв. Важно вовремя его устранить и не вогнать себя в долги или бюджетный дефицит.
Как избежать кассового разрыва
Отчет о движении денежных средств (ДДС)
Предприниматели, которые ведут отчет о ДДС, смогут спрогнозировать будущий разрыв по отрицательным итоговым показателям. Обязательно фиксируйте даты поступлений и расходов. Создайте таблицу в Excel и вводите каждый приток и отток вручную и не допускайте ошибок. Один лишний ноль может полностью исказить ситуацию.
Этот процесс можно автоматизировать, например, с помощью CRM-систем. Если выведете проекты и вносите план дохода и расхода, то сможете анализировать финансовые операции предприятия и прогнозировать вероятность кассового разрыва.
Чем помогает отчет о ДДС:
1. Увидите остатки по вашим счетам. А после сможете прогнозировать, хватит ли вам на покупку оборудования, закуп материалов и выплату зарплат. Можно вести учет по каждому счету или общий. Но рекомендуем все-таки разделять их, чтобы было понимание, с какого счета сколько денег можно списать.
2. Поймете структуру ваших доходов и расходов. Вы увидите, какие статьи расходов самые крупные и что приносит большую часть прибыли. Проанализировав ситуацию, можно сократить расходы, нарастить производство или принять решение о продвижении других продуктов. Тут все зависит от задач вашего бизнеса. Главное, что вы вовремя сможете принять необходимые меры для развития компании.
Формируем подушку безопасности
Большинство из нас наслышаны о важности личной подушки безопасности. Основные ее правила:
- пополняем регулярно;
- берем оттуда деньги только в крайних ситуациях;
- ее должно хватить минимум на три месяца, если лишиться всех доходов;
- растут запросы 一 увеличивается подушка безопасности.
Такие же правила действуют и для финансовой подушки компании. В случае, когда средств не будет хватать для важных платежей, вы можете воспользоваться вашим резервом. Так вы не будете платить штрафы и пени, не потеряете свою репутацию и не попадете в долговую яму.
Управляйте кредиторской и дебиторской задолженностью
Кредиторская задолженность 一 имеющиеся обязательства компании, которые она должна погасить в полном объеме в установленные сроки. То есть когда ВЫ должны КОМУ-ТО. Например, вы должны оплатить проценты по кредиту, лизинг или аренду офиса.
Дебиторская задолженность 一 суммы денег, которые предприятию должны другие компании, государство или физические лица. То есть когда КТО-ТО должен ВАМ. Например, клиент оплатил аванс, но не полную стоимость продукта. Тогда у вас есть дебиторская задолженность от него.
Старайтесь, чтобы дебиторская задолженность была меньше кредиторской. Пусть деньги от клиентов приходят раньше, чем вы сами должны будете заплатить. Попросите рассрочку у поставщиков и предоплату у покупателей.
Системы для учета финансов помогают анализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность в понятных диаграммах. Также можно увидеть ответственных менеджеров, которые могут повлиять на ситуацию и напомнить клиентам об оплате.
Попрощайтесь с кассовым разрывом
Резюмируя, кассовый разрыв это не конец вашего бизнеса. Его можно ликвидировать и продолжать вести свою деятельность. Но если постоянно пренебрегать им, то недалеко от потери репутации и бюджетного дефицита.
Поэтому эффективней всего будет регулярно следить за своими финансами и грамотно планировать, договариваться с клиентами и поставщиками, а также накопить финансовую подушку.
Узнать больше об Аспро.Cloud можно на нашем сайте.