Автобус GM PD-4501 Scenicruiser, изготовленный исключительно для компании Greyhound Lines, был трехосным, монококовым, двухуровневым автобусом, который использовался компанией Greyhound с 1954 по 70ые годы. Он был представлен публике в июле 1954 года, а всего с 1954 по 1956 год был выпущен 1001 экземпляр. Можно с уверенностью сказать, что Scenicruiser произвел неизгладимое впечатление на американцев в пятидесятые и шестидесятые годы, после него каждый второй автобус был просто… автобусом. Scenicruiser стал своего рода иконой американского стиля жизни тех лет.
При создании Scenicruiser, судя по всему инженеры GM вдохновлялись пассажирскими железными дорогами США и Канады и их популярными куполообразными вагонами. Однако такой тип двухуровневого автобуса был распространен уже в конце сороковых годов в Западной Европе, включая Великобританию, где он был известен как Observation Coach. А сама концепция двухуровневого монококового кузова уже присутствовала в испанском двухосном автобусе Pegaso Z-403, разработанном в 1949 году и выпускавшемся с 1951 года.
Первоначально силовая установка была представлена двумя дизельными, двухтактными двигателями GM Detroit Diesel 4-71, каждый по 4.7 литра, мощностью 160 л.с., соединенные параллельно и работающими синхронно через гидромуфту, "коробка" - 3ех ступенчатая механическая. Эта установка оказалась не слишком удачной и проблематичной в ремонте и обслуживании - основной проблемами стали: синхронизация работы двигателей и распределение нагрузки между ними. Так 979 автобусов, оставшихся на линии в фирме Greyhound в 1961-62 годах, были переоборудованы дизельными, V-образными, 8ми цилиндровыми двигателями DDA 8V-71, объемом 9.3 литра и мощностью 316 л.с., а так же 4-ступенчатыми механическими коробками передач Spicer, такая комплектация получила аббревиатуру Super Scenicruiser, все эти модификации производила компания Marmon-Herrington.
Помимо проблем с двигателем и трансмиссией, отмечались частые трещины кузова вокруг боковых окон в задней части автобуса. Таким образом в модификациях от фирмы Marmon-Herrington, кузова "Суперов" были усилены дополнительными элементами, но это не решило полностью проблем с трещинами кузова, на многих машинах кузова дополнительно усиливали на мощностях ремонтных мастерских Greyhound. Несмотря на все проблемы, Greyhound эксплуатировала около 200 единиц PD-4501, построенных в период 1954-1956 годов, до середины 70ых.
Если на проблемы с двигателями компания Greyhounde еще как то закрывала глаза, то на "косяках" с кузовом их терпение лопнуло, в следствии чего пошли долгие судебные тяжбы с GM, по истечению времени и нескольких судов - обе компании так и не пришли к мирному решению этих проблем, и в ответ Greyhound приобрела значительную долю в Motor Coach Industries. Компания Greyhound заказала тысячи автобусов у MCI и тем самым значительно сократила заказы автобусов для GM, хоть и Greyhound продолжала покупать автобусы GM в небольших количествах еще почти десять лет, поскольку спрос Greyhound превышал производственные возможности MCI. Продажи междугородних автобусов GM пошли на спад, и в 1980 году компания полностью ушла с рынка междугородних автобусов.
Scenicruiser имел нижний уровень в передней части, где находилась рабочая зона водителя и 10 сидений за ней, и верхний уровень, где располагались 33 сидячих места. Такая конструкция позволила разместить огромный багажный отсек под вторым пассажирским уровнем, а также обеспечить 360-градусный обзор для пассажиров верхнего уровня. Туалет располагался в задней части первого уровня. Scenicruisers были оснащены пневматической подвеской и кондиционером.
При всех своих недостатках Scenicruiser стал эталоном подобной компоновки автобусов на рынке США и многие производители подхватили ее концепцию при разработке своих автобусов тех лет. Так как Scenicruiser создавался и продавался только для конкретной компании, GM ощущая рыночный спрос подобной концепции, создали автобус GM "Buffalo", названный так из-за горбатой формы крыши. В отличие от Scenicruiser, эти модели были доступны для продажи всем операторам. И между прочим компания Greyhound в конечном итоге приобрела несколько из них; последним автобусом GM, приобретенным компанией Greyhound, был PD-4107 Buffalo.
Около 200 Scenicruiser уцелели, когда компания Greyhound заменила их автобусами MCI. По состоянию на 2009 год некоторые из них сохранились, большинство в частной собственности, а многие переоборудованы в дома на колесах.
Привлекательная компоновка Scenicruiser подтолкнула других североамериканских производителей автобусов к выпуску собственных двухуровневых моделей; среди них Flxible VistaLiner, Western Flyer T-36-2L, Beck DH-1000 и впечатляющий четырехосный двухэтажный Sultana Crucero Imperial.
Считается, что компания General Motors вдохновилась моделью Scenicruiser при разработке универсалов Buick Sport Wagon и Oldsmobile Vista Cruiser 1964 модельного года, которые имели ступенчатую крышу за вторым рядом сидений и люк над вторым рядом сидений.
Всем спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал, и будьте в Автотренде!