Найти тему

Как помочь старшекласснику с выбором профессии?

С началом учебного года перед многими родителями и детьми встает непростая задача – выбор будущей профессии! Стрессовое состояние от постоянных требований к старшеклассникам от школы усугубляется тревогой, связанной с мыслями о будущей профессиональной деятельности. Когда родитель не знает, какую профессию будет осваивать ребенок, а сам старшеклассник сомневается в выборе, то, несомненно, стоит обратиться к разделу психологии под названием «Профориентация».

Основными факторами, влияющими на выбор профессии, являются индивидуальные психологические особенности, такие как, например, темперамент, а также интересы, склонности, способности и ценности старшеклассника. Благодаря правильной профориентационной работе школьного психолога или другого специалиста подросток может определить ту сферу профессиональной деятельности, к которой он больше предрасположен. Это позволит более комфортно пройти адаптацию в среднем специальном или высшем учебном заведении. А также при правильном выборе в разы увеличиваются шансы на успешную самореализацию будущего специалиста и на высокий уровень качества жизни.

В психологической науке есть несколько классификаций профессий, в этой статье познакомимся с классификацией советского и российского психолога, психофизиолога, доктора психологических наук, профессора Евгения Александровича Климова.

1. Профессия типа «Человек – природа»

Требования профессии к человеку: любовь к природе, но не созерцательная, а деятельная, связанная с познаниями законов природы и их применения. Быть готовым к непредвиденным событиям. Способность держать в уме множество сведений. Дальновидность. Инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Творческое мышление. Примеры профессий: агроном, ботаник, флорист, садовник, мастер-растениевод, озеленитель, микробиолог, зоотехник, ветеринар, животновод, зооинженер, егерь, охотовед, пчеловод, эколог, оператор птицефабрик, геолог, метеоролог, почвовед.

2. Профессия типа «Человек – техника»

Требования профессии к человеку: точность, определенность действий работника. Высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты.

Примеры профессий: слесарь, инженер-электрик, электромонтер, слесарь-ремонтник, техник-механик, мастер-диагност техники, бурильщик, связист, радиотехник, токарь, инженер-конструктор, каменщик, технолог, инженер, испытатель, конструктор.

3. Профессия типа «Человек – человек»

Требования профессии к человеку: умение устанавливать и поддерживать контакты между людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать настроение, помыслы людей. Умение разбираться в человеческих взаимоотношениях. Хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личностных качествах большого числа людей. Умение находить общий язык с разными людьми. Терпение.

Примеры профессий: учитель, социолог, воспитатель, тренер, мастер производств, психолог, няня, гувернантка, следователь, адвокат, инспектор милиции, врач, психиатр, продавец, товаровед, менеджер по продажам, официант-бармен, парикмахер, экскурсовод.

4. Профессия типа «Человек – знаковая система»

Требования профессии к человеку: уметь абстрагироваться от реальных, физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками. Представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Развитое абстрактное мышление и воссоздающее воображение. Содержательность, устойчивость внимания.

Примеры профессий: экономист, бухгалтер, ревизор, финансист, специалист по налогообложению, программист, математик, картограф, корректор, телефонист, языковед, редактор, фармацевт, пилот, статист, сборщик микросхем.

5. Профессия типа «Человек художественный образ»

Требования профессии к человеку: наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. Трудолюбие. Реалистический уровень притязаний на общественное признание. Целеустремленность.

Примеры профессий: декоратор, художник, дизайнер, архитектор, артист балета, актер, искусствовед, музыкант, цветовод-декоратор, живописец, композитор, визажист, модельер, ювелир, писатель.