Парящая. Грациозная. Кажется – еще миг, и она сойдет с постамента. В ней столько совершенства, что сложно представить, что это творение рук человеческих. Найденная разобранной по частям. Исчезнувшая почти на 70 лет. Таящая в себе не одну загадку. Сейчас она – одна из жемчужин Эрмитажа. Виктория Кальватоне…
Эта древнеримская статуя датируется второй половиной 2-го века. Крылатая женская фигура стоит на сфере, на которой высечены слова «VICTORIAE AUG / ANTONINI ET VERI / MARCUS SATRIUS MAIOR» (CIL V 4089). Текст говорит о победе императоров Марка Аврелия и Луция Вера над варварскими племенами.
Свое название статуя получила в честь селения Кальватоне в Италии, близ которого в 1836 году были найдены ее фрагменты: голова, торс, правая рука и сфера, на которой стоит богиня. Они и являются подлинными частями скульптуры. Все остальное – работа немецких реставраторов.
В начале 1840-х годов скульптуру приобрел Королевский музей в Берлине. Он же произвел ее реставрацию. Были добавлены недостающие части и крылья в соответствии с тогдашними правилами иконографики богини победы. Левая рука с пальмовой ветвью, чуть выступающая вперед левая нога. И крылья. Их не было у оригинальной статуи. Это подтверждают исследования. Но в то время богиня победы изображалась именно с крыльями.
До 1939 года статуя выставлялась в Старом музее в Берлине. А с началом Второй мировой войны ее переместили в Имперский монетный двор. В 1945 году в него попала бомба, и скульптура считалась утраченной. Она исчезла почти на 70 лет. И была обнаружена… в Петербурге, в Эрмитаже, в 2010-х годах. Как оказалось, её привезли в Ленинград в составе других трофейных ценностей после войны.
С 2015 по 2019 год сотрудники Эрмитажа проводили реставрационные работы и исследование статуи. Тогда же они поставили под сомнение факт, что это статуя богини победы, Виктории.
На подлинных частях статуи они обнаружили остатки звериной шкуры. Что нехарактерно для богини победы. А является атрибутом другой богини – богини охоты, Дианы. Именно среди её изображений есть много схожих с эрмитажной статуей. Диана символизировала смену времени суток, изображалась в длинном одеянии, стоящей на шаре. Один из самых близких вариантов – Диана Люцифера – несущая свет.
Однако специалисты Эрмитажа решили сохранить скульптуру в том виде, который был воссоздан в Германии в 19-м веке. Только заменили тяжелые 20-килограммовые крылья на более легкие.
Такой облик крылатой богини хорошо знаком москвичам. Копия Виктории Кальватоне хранится в Римском зале Пушкинского музея еще со времен его основателя, профессора Цветаева.
Исследования скульптуры продолжаются. Какие она еще преподнесет сюрпризы?
Было интересно - ставьте ваши реакции. И подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
#государственныйэрмитаж #викториякальватоне #шедеврыэрмитажа #петербург #историяпетербурга #историческиефакты #история #эрмитаж