Кроме основной работы врачом-реабилитологом, есть у меня еще одна важная миссия — консультировать родственников инсультных пациентов на горячей линии. Я рассказываю, как правильно сажать, как помыть голову и отвечаю на сотни бытовых вопросов, которые возникают в процессе ухода за таким пациентом.
Забавные случаи тоже бывают.
Один мужчина перенес инсульт, у него полностью парализовало правую сторону. Однако постепенно сила в руке и ноге стала нарастать. Укрепились мышцы спины, больной начал сидеть — вначале понемногу, потом все дольше. И вот он уже вставал с опорой на обе ноги, а прошел всего месяц после такой серьезной болезни!
Беспокойные родственники купили мужчине дорогущую функциональную кровать. У нее приподнимался головной конец, имелись съемные борта, чтобы пациент не дай бог не упал ночью. Но главное — в области мягкого места пациента имелось в кровати специальное отверстие. При определенной сноровке можно было превратить кровать в туалет для лежачего пациента: жестом фокусника выдернуть простыню и матрас из-под больного, сделать «наводку» мягкого места пациента строго над отверстием в кровати, подставить ведро и тем самым облегчить пациенту мочевой пузырь или толстый кишечник, а себе — жизнь.
Не спрашивайте, я не знаю, кто придумал столь абсурдную с инженерной и физиологической точки зрения конструкцию. Впрочем, за кровать было «уплочено», а значит, родственники хотели выжать из чудо-аппарата максимум возможностей. Вопреки желаниям пациента, который вообще-то был в уме и в силах пересесть на специальное кресло-туалет, а при некоторой сноровке — и дойти до обычного туалета, пусть медленно и с опорой на ходунки.
Запрос родственников ко мне, реабилитологу, был таков: как заставить мужчину пользоваться чудо-кроватью-туалетом, если он категорически против?
Не хочет он, злодей, изображать лежачего пациента. Все норовит присесть да сам себя обслуживать. Таскается до туалета с ходунками, паразит, вместо того, чтобы, значит, лечь и расслабиться. Как быть, доктор? Может, головной конец кровати ему повыше приподнять?
Я представила, как бедный пациент живет в роли любимого, но бесправного хомячка у своей царь-кровати. И очень ему посочувствовала.
Посоветовала родне таки потратиться на кресло—туалет. А прежде — попробовать кому-то из родственников лечь и лежа справить малую нужду. Для особо продвинутых — и большую. Ощущения — подробно описать в дневничке. Для усиления эффекта можно позвать свидетелей. Чтоб было не скучно лежать в одиночестве на холодящей зад клеёнке и печально гадить по команде.
Родственники обиделись. Чувства функциональной кровати были в этой семье важнее чувств инвалида, который, к моему уважению, изо всех сил старался вернуться к максимально самостоятельной жизни.
Не знаю, чем закончилась эта история. Но искренне надеюсь, что пациент освоил ходунки до такой степени, чтобы сбежать с ними от функциональной кровати и такой вот заботушки родных в закат.
Реабилитологи напоминают:
Уход должен быть сообразен возможностям пациента. Ухаживать за тем, кто сам может дойти до туалета — значит организовать хорошее освещение на пути к нему, убрать скользкие ковры и примонтировать поручни к стенам, а также сделать запас влажной туалетной бумаги, но никак не укладывать больного, словно беспомощное полено, в надежде, что всю реабилитацию само собой сделает дорогое оборудование.
А у вас есть истории по удачному восстановлению близких после инсульта?