Найти в Дзене
Ирина Едошина

Эрмитаж. Возрождая прошлое… Что можно увидеть и узнать в музейных реставрационных мастерских.

Было время, когда я все выходные проводила в Эрмитаже. По осени покупала стопку экскурсионных и лекционных абонементов и с октября по май гуляла по музею согласно купленным билетам. Потом пришло перенасыщение, да и абонементы из года в год повторялись. Посещение Эрмитажа стало дозированным и всё больше ради временных выставок.

Прошлой осенью, неожиданно для себя, приняв решение за полминуты, купила абонемент в Эрмитаж аж на целых 8 занятий. Цикл музейных встреч «Возрождая прошлое...» проходил на площадке Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» и кроме лекционной части включал посещение непосредственно реставрационных лабораторий. Замечу, что возможность посетить эрмитажные мастерские и стала главной причиной, почему купила абонемент слёту.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов

Посещая мастерские, узнала, что реставрационный абонемент функционирует уже несколько лет. Дважды в год в период с октября по апрель лаборатории открывают свои двери для двух экскурсионных групп: первая гуляет с октября по декабрь, вторая — с января по апрель.

Цикл состоит из восьми занятий, проходят по средам, начало в 18.00. По опыту скажу, что продолжительность порядка двух часов. Стоимость абонемента — 3600 рублей. В каждой группе не более 16 человек. Но, например, в нашей группе в прошлом году было четыре человека с абонементами.

На некоторые встречи приходили участники, купившие разовые билеты. Так тоже можно. В таком случае стоимость одного билета будет 500 рублей.

Обратите внимание: сейчас ссылки в моей статье действительны, по ним можно попасть на страницу покупки билетов. Как только продажа билетов завершится, ссылки перестанут работать!

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Про организационную часть рассказала. Перед тем, как перейти к разговору непосредственно о самих встречах и лабораториях, несколько слов о Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня».

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (фото с сайта Эрмитажа)
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (фото с сайта Эрмитажа)

Решение о строительстве центра было принято ещё в 1990 году. Первым в строй было введено здание Фондохранилища. Случилось это в год 300-летия Санкт-Петербурга. Новое музейное хранилище проектировалось с учётом, что экспонаты будут размещаться по принципу «открытого хранения».

Спустя почти десять лет строители сдали музею шесть корпусов Реставрационно-хранительского центра. Интересный факт: коридоры и транспортные узлы каждого этажа главного корпуса выкрашены в свой цвет, колористическое решение семи этажей соответствует цветам радуги.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (фото с сайта Эрмитажа)
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (фото с сайта Эрмитажа)

Реставрационно-хранительский корпус включает 54 хранилища, общая площадь которых составляет почти 8000 кв.м. Из них чуть больше 1000 кв.м занимают музейные помещения открытого хранения и почти 4000 кв.м отведено для размещения реставрационных лабораторий. В ходе абонемента мы посетили восемь реставрационных участков.

Каждое занятие абонемента проходило на новом месте и каждый раз с действующими мастерами-реставраторами, которые на время наших встреч становились лекторами-экскурсоводами. А говорить с практиками во сто раз интереснее, чем с теоретиками. Ну, лично для меня, абсолютно точно!

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов

Стартовая встреча началась с получасовой вступительной лекции про весь комплекс реставрационных мастерских Эрмитажа, а дальше пошли в святая святых. Начали с лаборатории научной реставрации фотоматериалов.

Те, кто бывал в «Старой Деревне» на экскурсиях, знают, что фотографировать там категорически запрещено. Мне это непонятно, но это факт. Надо отметить, что Эрмитаж по-хорошему удивил. Мало того, что в рамках реставрационного абонемента приоткрыл двери закрытых для обычных посетителей лабораторий (верилось с трудом до последнего!!!), так ещё и фотографировать разрешил.

Небольшое отступление по поводу фотографирования. Во всех лабораториях, за исключением мастерской реставрации археологического камня, снимать было разрешено. Единственная просьба, которую озвучивали сотрудники, — делать только общие снимки и не фотографировать музейные экспонаты крупным планом. Почему так? По ходу моего рассказа это станет понятно.

Вернёмся к фотолаборатории. Скажу сразу, большая часть фотографий, на которых нам показывали, как работают реставраторы с фотоматериалами, были из так называемой учебной коллекции. Вещи старинные, но музейными экспонатами не являются. На них реставраторы «тренируются».

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов

Типов фотографий много, к каждому нужен свой подход. На таких учебных подопытных сотрудники и отрабатывают разные способы и методы реставрации. Показали, как избавляются от желтизны, как чистят фотоматериалы, работают с утратами, заломами, деформациями, что такое тонировка.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов

Музейные экспонаты тоже были. В момент нашего посещения лаборатории полным ходом шла подготовка к выставке «Фотограф Императорского Эрмитажа Ф.Л. Николаевский», которая планировалась к открытию в ноябре 2021 г. в Главном здании Эрмитажа. Отобранные хранителями и кураторами материалы находились как раз в реставрационной мастерской. Увидели несколько фотографий на финишном этапе, когда оставалось лишь в рамку упаковать.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов

Приоткрыли для нас и стеллажи для хранения, показали, какие экспонаты стоят в очереди на реставрацию.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации фотоматериалов

Альбом «Их ищет полиция…» привнёс в наш серьёзный разговор немного юмора.

Уже на второй встрече реставрационного цикла поняла, для чего Эрмитаж затеял абонемент «Возрождая прошлое». «Подсаживает» посетителей на выставки! После знакомства с каждой лабораторией волей-неволей в планах появлялась очередная эрмитажная выставка.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации витражей
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации витражей

Какие музейные экспонаты первыми попадают в руки реставраторов? Те, у которых болезнь в той стадии, что дольше терпеть уже нельзя, или те, которые собираются ехать на выставку. В каждой мастерской реставраторы показывали и рассказывали о своей работе на примере экспонатов, которые они лечат.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации витражей
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации витражей

Среди них есть и те, кто оздоровляется перед очередной выставкой. Естественно, когда посмотрел на экспонат в период реставрационных работ, хочется посмотреть на него «во всей красе». Потому запоминаешь, на какой выставке можно будет увидеть очередного реставрационного пациента.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации витражей
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации витражей

Вот и после посещения лаборатории реставрации витражей в планах наметилась выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения», которая работала зимой в Главном здании. В преддверии выставки в мастерской завершалась реставрация двух парных витражей по мотивам известных работ Дюрера: «Св. Пётр и Св. Иоанн» и «Св. Марк и Св. Павел». Витражи были заказаны в 1864 г. нюрнбергскому художнику-витражисту Штефану Келльнеру членами церковного Совета немецкой лютеранской церкви Святого Петра (известной также как Петрикирхе).

Всего у мастера из Нюрнберга были заказаны шесть витражей, два, как сказано выше, в 1864 г., четыре – два года спустя. Все витражи после закрытия в 1937 г. Петрикирхе были вывезены и поступили в Эрмитаж. Там и хранятся до сих пор. Выставка Дюрера стала отличным поводом наконец-то распаковать и отреставрировать два витража, которые посетители увидели (впервые с 1937 г.!) на эрмитажной выставке этой зимой.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации витражей
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации витражей

Реставраторы в мастерской керамики и фарфора в своей работе частенько используют зубоврачебные инструменты. Керамисты, например, моют предметы с помощью стоматологического ирригатора.

Мытьё ваз нам не доверили, а вот в микроскоп глянуть дозволили. Кажется, было установлено 20-кратное увеличение. Внешне чистая поверхность оказалась сплошь усыпана песчинками. И ещё одно наблюдение — при увеличении краски на керамике выглядят более ярко и насыщенно, чем видит глаз.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации керамики и фарфора
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации керамики и фарфора

Особенно удивили расставленные по лаборатории ёмкости с кварцевым песком.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации керамики и фарфора
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации керамики и фарфора

Оказалось, что это вещь незаменимая для реставраторов-керамистов. В песок помещают склеенные фрагменты — под собственным весом склейка происходит качественно и именно так, как определил реставратор.

Как и в других мастерских, в керамической лаборатории на реставрации находятся экспонаты, готовящиеся к выставке или поступившие из фондов хранения «на плановое лечение». Бывает, конечно, что предметы и «по скорой» поступают и не только из эрмитажной коллекции. Но свои всё же в приоритете.

На экскурсию в лабораторию монументальной живописи к участникам абонемента присоединились родственники и друзья реставраторов. Получилась очень тёплая дружеская встреча — вместо обычных двух часов ходили три!

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации монументальной живописи
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации монументальной живописи

Начали знакомство с живописью из среднеазиатских стран, выполненной на лёссе. Впервые услышала такое слово. Оказалось, это вид почвы — мелкозернистая глина желтоватого или коричневого цвета, некогда сформировавшаяся из остатков горных пород.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации монументальной живописи
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации монументальной живописи

В древности из лёсса возводили храмы, жилища, которые украшали росписью. С разработки методов и материалов для консервации и сохранения живописи на лёссе и началась история нынешней лаборатории монументальной живописи.

Сейчас здесь реставрируют всю живопись больших размеров. Встретили и многочисленные картины на лёссе, и египетские предметы.

Пожалуй, впервые за абонемент в этой лаборатории увидели экспонаты, которые не готовятся к выставке, а наоборот, на выставке уже поработали и вернулись, чтобы продолжить лечение.

Речь о восьми фресках из зала Рафаэля. До недавнего времени они выглядели, мягко говоря, не очень. Реставраторы, работая с живописью в преддверии выставки к юбилею Рафаэля, сняли поздние записи-подновления, которые скрывали работу мастеров XVI в., скорее всего учеников-последователей рафаэлевской школы. До открытия выставки работы были выполнены лишь частично.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации монументальной живописи
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации монументальной живописи

На одном полотне с сильными утратами поверх старого рисунка в XIX в. и вовсе была нарисована новая картина. Что делать конкретно с этим полотном, пока не решили. А остальные приводят к первоначальному виду. Если не ошибаюсь, к 2024 г. (?) все фрески вернутся на прежнее место в зал Рафаэля.

В лаборатории станковой живописи тоже были. Конечно, говорили о картинах, которые реставрировались в разное время в мастерской. Узнали необычную историю поступления в Эрмитаж полотна Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну». В какой-то момент она была разделена на две части, которые в XIX в. были приобретены музеем с разницей почти в 40 лет.

Выяснили, что до сих пор не все привезённые из эвакуации картины отреставрированы: они хранятся в запасниках намотанные на валы… Вели разговор о тонкостях реставрационного процесса, узнали, что есть не только осетровый клей, но и чесночный.

Вспомнили различные живописные курьёзы, которые обнаруживались при реставрации картин, — закрашенные неугодные ангелы, три ноги Петра I и шесть пальцев Екатерины II.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации станковой живописи
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации станковой живописи

Две встречи абонемента прошли в лаборатории научной реставрации мебели и карет. Реставрация карет – дело дорогостоящее и очень продолжительное. Предпринимаются такие работы только, если есть запрос на экспонирование карет на выставке.

В мастерской увидели придворные парадные кареты, получившие повреждения в военные годы при попадании снарядов в бывший гараж Зимнего дворца. С близкого расстояния увидели пробоины и разрушения,

а также рассмотрели сохранившиеся детали отделки, которые помогут реставраторам вернуть кареты в первоначальный вид.

Отреставрированные каретные экипажи тоже посмотрели. Для этого отправились на экспозицию открытого хранения, где и вели разговор о сложностях каретных реставрационных работ.

Занятия по реставрации карет и мебели проводил для нас руководитель лаборатории Градов Владимир Александрович, который очень обстоятельно рассказывал о работе своей мастерской.

В рамках «мебельной» встречи обсудили, как работают реставраторы сейчас, а как обстояло дело раньше, какие материалы и инструменты используют, сколько мастеров в лаборатории и как долго длится работа над экспонатами.

Замечу, что это занятие лично для меня стало самым насыщенным на впечатления. Не только разговоры вели, но и смотрели экспонаты. Чуть-чуть по времени припозднились: были бы неделей раньше и увидели паникадило Петра I. А так заглянули лишь в один из ящиков, который не успели закрыть, — экспонат уезжал на экспозицию в Главное здание Эрмитажа.

А вот два настольных кабинета-бюро увидели в нужный момент. Один уже отреставрирован, другому только предстоит оказаться в руках мастера. Провели сравнительный осмотр «было — стало». И, конечно, это абсолютно разные вещи — смотреть на предмет издалека, когда он стоит на экспозиции за ограждающей верёвочкой, и рассматривать его с близкого расстояния и видеть, где и что у него двигается и открывается.

Многофигурная «божественная» колесница, которая божественно и исполнена, порадовала глаз. Очень красиво! Ну, и раз возможность представилась, не смогли не заглянуть в глаза каждому участнику настольной композиции.

А ещё увидели процесс изготовления копии петровской подзорной трубы для музейной «Полтавы»,

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации мебели и карет
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации мебели и карет

почувствовали, что у каждой породы дерева свой запах, заглянули под панцирь черепахи и подержали в руках бивень мамонта (тяжёлый!).

Что могу сказать по итогу: «Наикрутейший абонемент». Каждая лаборатория интересна по-своему. Сотрудники настроены на диалог, с удовольствием отвечают на все вопросы. В общем, интересующимся вопросами реставрации петербуржцам настоятельно рекомендую!

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации мебели и карет
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Лаборатория научной реставрации мебели и карет

Другие статьи моего канала доступны здесь. Добро пожаловать))) Добавляйте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.

#петербург #эрмитаж #реставрация #эрмитажныемастерские #реставрациявэрмитаже #эрмитажныеабонементы #возрождаяпрошлое