.
.
И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр.12:10-11)
.
Голос, который слышит ап. Иоанн после свидетельства о низвержении диавола, говорит не «с неба», а «на небе», — и это обстоятельство можно воспринимать как утверждение, что слова «ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его» адресовались не всей вселенной, но только небожителям. Причем согласно этой небесной вести Победа Агнца не просто низложила самого дракона, «поразив его в голову» и утвердив на небе Власть и Царство Господа Иисуса Христа, — но и уничтожила исходящее от диавола клеветническое учение, то есть «отрубила» тот самый «хвост» (сравн. – «...отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день», Ис.9:14), которым дракон увлек в отпадение от Бога некоторую часть бывших «небесных звезд».
(С учетом того, что «уничтожить» в буквальном смысле означает «сделать ничтожным», — падение диавола не ограничилось перемещением этого персонажа «в духовном пространстве» и переменой места его постоянного пребывания. Вместе с самим диаволом пало и его небесное положение, и вес всех его утверждений, — так что небо очистилось не только от «нечистых действующих лиц», но и от любых нечистых и лукавых смыслов)
А поскольку ни дальнейшие действия диавола, ни исходящие от него свидетельства, обвинения и апелляции с этого момента ничего не весят, — «громкий голос, говорящий на небе» возвещает небожителям «спасение и силу и царство» Бога и «власть Христа Его», что во всех смыслах соответствует характеристикам проповеданного Спасителем Царствия Небесного (Мф.3:1-3, Мф.4:17, Мф.16:19 и т.д.).
Кроме того, в Откр.12:10-11 совершенно особенным образом представляется и прославляется духовный смысл христианского мученичества, — то есть тот величайший подвиг веры, который возможен для человека, пребывающего во плоти. Ведь земная жизнь у человека одна-единственная, а выбор между жизнью и смертью, совершенный христианскими мучениками, не оставлял им надежд получить взамен отданной жизни «другую такую же», — так что среди всех возможных духовных жертв (1 Пет.2:5, Рим.12:1, Евр.13:15 и т.д.) только христианское мученичество является «приношением без остатка» и тем неоспоримым максимумом, который человек может возложить на алтарь Благовестия (то есть такой всецелой жертвой Господу, принося которую человек не оставляет «для себя» и «на всякий случай» буквально ничего из того, что он имеет, сравн. слово из малой ектинии: «…и весь живот наш Христу Богу предадим»).
Более того, как в глобальном смысле новозаветная победа над диаволом была одержана Кровью Самого Агнца, то есть Совершенной Жертвой Сына Человеческого, против которой у клеветника-диавола не нашлось никакого оружия, — так нет у него оружия и против безупречного подвига христианского мученичества (т.к. клеветнику просто нечего сказать ни в упрек, ни в осуждение тех, кто ради Христа и Евангелия не пощадил своей собственной жизни, то есть прошел путем Спасителя и принес в дар Всевышнему то единственное «имение», которое человек отдает не от избытка, и которое не может быть отдано «частично», сравн. – Мф.19:21).
А это означает, что мученики, убиенные «за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9), уже ныне не просто «побеждающие», но празднующий безоговорочную победу Торжествующий Небесный собор (Евр.12:22-24), который облечен в святость Христову и пребудет в таком славном положении и состоянии до дня Второго Пришествия Спасителя, сравн.:
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр.6:11)
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откр.20:4-6)
.
И не случайно именно кровью свидетелей Христовых (а не умозаключениями при чтении священных текстов и вольным пересказом друг другу их содержания) утверждалось и укреплялось в мире истинное христианство. Причем то самоотречение и та жертвенность, которые явили миру мученики за Христа, стали для языческих народов наилучшим свидетельством не только всепобеждающей крепости христианской веры, — но и ее неизмеримой ценности (по сравнению с которой даже собственная жизнь по плоти не является «имением», которое человек сохраняет во что бы то ни стало), сравн.:
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк.8:34-35)
.
Так что слова «они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» по сути свидетельствуют о том, что Небесная Церковь родилась, утвердилась и победила как Церковь Мучеников, для которых нет и не может быть никакого суда. Ведь их собственные души не остались у них во владении, — но через чистую жертву воплотились в слово и дело христианского свидетельства и по единству естества с «глаголами вечной жизни» (Ин.6:67-69) соединились с Господом-Словом в Божественной Вечности.
(В греческом языке одно и то же слово μάρτυς имеет два значения, «свидетель» – и «мученик». Причем при прочтении слова «ма́ртис» в значении «мученик» во многих библейских фразах открываются самые возвышенные и весьма знаменательные «дополнительные» смыслы, сравн. – «...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями-мучениками в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», Деян.1:8; «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей-мучеников, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще», Евр.12:1 и т.д..)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости... (Откр.12:12)
Предыдущая статья: Война на небе и окончательное поражение диавола (Откр.12:7-9)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, Откр.12:10 #низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь, Откр.12:10 #они победили диавола кровию Агнца и не возлюбили души своей даже до смерти, Откр.12:11