Найти тему
Мыслей брожение

Проект стратегии развития российского автопрома

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Минпромторг опубликовал проект развития российского автопрома. Предлагаю побродить мыслями на тему выводов после прочтения этого документа. Итак, только то, что бросилось в глаза.

1. Важность отрасли для страны

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей российской экономики и определяет социально-экономический и научно-технический уровень развития страны в целом и отдельных его регионов. В автомобильной отрасли работают более 0,4 млн человек и формируется валовая добавленная стоимость в размере 637 млрд рублей, или 0,5% внутреннего валового продукта Российской Федерации за 2021 год. Автомобильная отрасль создает мультипликативный эффект, обеспечивая в совокупности со смежными отраслями экономики занятость более чем 4,1 миллионов человек. Развитие автомобилестроения создает потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической, электронной отраслей, станкостроении и других отраслей промышленности.
Автомобильная отрасль демонстрирует положительный и растущий вклад в бюджет Российской Федерации: объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2,2 раза превышает объем субсидий, ежегодно выделяемых для поддержки отрасли.
...одно рабочее место в автомобилестроении обеспечивает, как правило, 9–10 рабочих мест в смежных отраслях, включая поставщиков всех уровней до сырьевого передела.

Таким образом все разговоры, что государство "зарывает деньги в песок" субсидирую отечественное автомобилестроение не имеют под собой никаких оснований.

2. Локализация на текущий момент

В результате развития автосборочных производств и увеличения использования импортных комплектующих с одновременным сокращением производства российских компонентов возросла зависимость отрасли от импорта автокомпонентов: доля импорта компонентов в объеме производства автомобилей в денежном выражении в 2016–2021 годы оценивается на уровне 51–56%, в 2011–2015 год соответствующий показатель составлял 32–40%.

Т.е. локализовывали, локализовывали и недовылокализовывали. Вместо зависимости от импорта автомобилей попали в зависимость от импорта автокомпонентов (запчастей из которых собирают автомобили). В денежном выражении в итоге зависимость выросла.

Непонятно также, что называется "электронными компонентами 2-го и 3-го уровней".

3. Слабые стороны автопрома на текущий момент

зависимость от технологий, оборудования, субкомпонентов из недружественных стран...;
низкая загрузка автомобильных предприятий и поставщиков компонентов, ограничивающая возможности для окупаемости новых инвестиций;
отсутствие локализации ряда критически важных компонентов и технологий, низкая локализация компонентов второго и следующих уровней и материалов;
дефицит квалифицированных инженерно-технических кадров;

4. Цели и задачи развития автопрома

обеспечение технологического суверенитета автомобильной промышленности;
обеспечение роста вклада автомобильной промышленности в российскую экономику;
обеспечение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке с возможностью экспорта современных технологий из Российской Федерации.
Под высоколокализованной продукцией автомобильной промышленности понимается продукция, произведенная на территории Российской Федерации, с уровнем локализации не менее 80%

Задачи по обеспечению технологического суверенитета:

создание производств критической компонентной базы в области силовых агрегатов и систем активной и пассивной безопасности, включая производство малых дизельных двигателей, АКПП, систем ABS, ESP, подушек безопасности;
стимулирование создания российских производств автокомпонентов на базе собственных и лицензированных технологий с соблюдением абсолютного приоритета для собственных технологий в случае их конкурентоспособности;
создание достаточных условий для обеспечения оперативного перехода российских производителей автотранспорта на российские компоненты 1-го уровня, в первую очередь созданные с применением глубоко локализованных компонентов 2-го и 3-го уровней;
стимулирование производства сырья, материалов и соответствующих производственных технологий для производства автокомпонентов;
стимулирование развития российского программного обеспечения для разработки и управления производством автомобилей и автокомпонентов;
стимулирование развития цифровых платформ в составе автомобилей;
стимулирование развития компетенций инженерных и производственных кадров;
увеличение доли осуществляемых НИОКР до 3–4% от оборота.

Звучит все хорошо. Кстати отмечу, что комментаторы некоторые обозначают 2035 год - годом, когда начнут выпускать собственные двигатели, подушки безопасности и прочие нужные вещи. Замечу, что в проекте стратегии нет именно такой даты, это уже натяжка. Все же, надеюсь, все это заработает гораздо быстрее.

Что вызывает сомнения

1. В стратегии есть многочисленные отсылки на необходимость первоочередного развития электромобилей и автомобилей на водороде.
При этом в ней же процент использования таких автомобилей не высок. Электромобили планируются в крупных городах и на юге, а водородные вообще экзотика, с 200 заправками по всей стране к 2035 году. Стоит ли вкладывать средства в эти направления, на данном этапе, для меня не очевидно.

2. Предполагается, что потребуется 2.7 трлн. рублей на реализацию программы, но основной объем должен выделить бизнес. Вопрос, найдет ли бизнес на это средства, отнюдь не очевидный.

Как итог, в стратегии много благих пожеланий, но слабо, на мой взгляд конечно, прописан механизм реализации. Что ж, будем наблюдать, будет ли одобрен в конечном итоге проект стратегии и что за этим последует.

Желающие могут ознакомится с проектом, перейдя по ссылке и кликнув далее по "Текст проекта нормативного документа".

Скриншот экрана на сайте правительства
Скриншот экрана на сайте правительства
Авто
5,66 млн интересуются