Найти в Дзене
Ecoidea.me

«Если по капле добавлять в улучшение окружающей среды, то в сумме общие усилия не пропадут и не потеряются на фоне глобального загрязнения»

Оглавление

К сожалению, с каждым днем мы узнаем все больше о том, какие прямые и потенциальные последствия для экологии региона и мира в целом приносят военные действия в Украине. По мнению Михаила Дуркина, исполнительного секретаря Коалиции Чистой Балтики, людям, работающим в сфере охраны окружающей среды необходимо сейчас сплотиться и предпринимать еще больше усилий, чтобы не дать экологической повестке ослабнуть.

Как военные действия загрязняют Балтийское море

—Попробую проиллюстрировать на деятельности Хельсинкской комиссии по защите морской среды региона Балтийского моря (ХЕЛКОМ), где сейчас, в том числе, обсуждается помощь Украине в восстановлении природоохранной инфраструктуры. В первую очередь это касается ситуации с очистными сооружениями на западе страны, во Львовской области, которая частично лежит в бассейне Балтийского моря. Туда единовременно переехало большое количество беженцев, которые вынужденно покинули оккупированные территории, но решили оставаться внутри страны. Население Львовской области увеличилось минимум в два раза. В связи с этим очистные сооружения Львова, которые и так были не в лучшем состоянии, сейчас должны принимать и перерабатывать/очищать стоки от гораздо большего количество людей. Это нелегко, учитывая еще и тот факт, что в стоки поступает также большое количество остатков фармацевтических веществ не только от людей, которые находятся в больницах, но и от тех, кто просто принимает лекарства, чтобы хоть как-то снять симптомы стресса. Польская сторона в связи с этой ситуацией увеличила мониторинг состояния реки Западный Буг. Потому что все понимают, что описанная ситуация приведет к увеличению загрязнений этой реки, а значит и Вислы, а потом загрязнения попадут и в само Балтийское море.

Загрязнение почв — второй важный аспект экологических последствий, который отметил Михаил. Речь идет о традиционных загрязнителях, таких как нефтепродукты, которые образуются в результате действия большого количества техники и подразделений на территории Украины. Помимо этого происходит загрязнение почв остатками взрывчатых веществ, металлами и их сплавами от гильз, снарядов и бомб.

— По своей формуле простые взрывчатые вещества похожи на минеральные удобрения. Так, например, селитра, которая является компонентом традиционных взрывчатых веществ, по сути это удобрение. И, соответственно, попадая в почву, грунтовые и поверхностные воды, оно вызывает азотное биогенное загрязнение. Другие взрывчатые вещества имеют в своей структуре бензольные, фенольные основания, то есть более сложные углеводороды, являющиеся серьезными органическими загрязнителями. Например, часто качество воды оценивается по содержанию фенолов. Из-за загрязнения взрывчатыми веществами их содержание в воде может увеличиться в разы.

Со времен мировых войн в водах Балтики затоплено химическое оружие. Но оно (пока) не оказывает существенного загрязнения, потому что было специально захоронено на больших глубинах, где практически нет перемешивания и риска распространения продуктов распада отравляющих веществ. Но вот конвенционное оружие, к примеру, боеприпасы, несут гораздо большую угрозу за счет того, что его специально не захоранивали, оно разбросано на большой площади и гораздо легче выделяет в воду бензольные и фенольные вещества. Пока еще сложно даже предположить, каковы будут реальные последствия загрязнения вод и почв в Украине боеприпасами.

-2

— Третий аспект последствий — это увеличенный в разы углеродный след. Этот показатель растет из-за постоянного горения и использования большого количества топлива для техники. Тут же нужно упомянуть и о воздействии на животный мир. Экологи, особенно в постсоветских странах, последние годы много говорили о палах травы и их последствиях для живой природы. Одно из таких последствий — гибель большого количества животных. При военных действиях идет постоянное неконтролируемое горение на больших площадях и это вызывает значительные и невосполнимые потери среди живой природы.

Еще одна угроза, которая остается актуальной, пока идут военные действия, — заход техники на территории АЭС. Во-первых, это ведет к нарушению работы системы безопасности. К примеру, во время боев на Чернобыльской АЭС была повреждена система безопасности укрытия. Это влияет на ситуацию контроля за радиационным фоном.

— На Запорожской АЭС уже было попадание снаряда в энергоблок. Нам очень повезло, что это не повредило реакторы или турбины. Ведь даже проблема отключения резервных генераторов, которые позволяют качать воду для охлаждения реакторов, могла бы вызывать катастрофические последствия. И это актуально для любого опасного открытого объекта. Это потенциальное экологическое воздействие, которое по-прежнему может произойти, пока идут военные действия.

Что можно сделать для минимизации последствий уже сегодня

Коалиция Чистой Балтики основана в 1990 году крупными общественными организациями западного побережья Балтийского моря. К ним стали активно присоединяться и организации с восточного берега Балтики. Первой целью объединения было создание единого зонтика над всеми большими и маленькими общественными организациями в регионе, чтобы эффективно представлять их на политическом уровне в экологической повестке ЕС. Вторая основная цель — передача опыта от давно основанных европейских организаций с большим ресурсным потенциальным материалом и материальной базой в недавно появившиеся организации восточного побережья Балтики. Еще один важный компонент, который всегда в фокусе, — обучение людей и распространение экологической информации. Эти три направления деятельности так или иначе помогают сейчас в выработке стратегии и реализации помощи Украине в восстановлении после военных действий.

— Экологические организации часто активно взаимосвязаны с движением за независимость разных стран. Много примеров можно было увидеть в 90-ые годы. Например, активное движение за независимость Латвии было связано с предложением строительства в Риге метро. Рига очень старый город с богатой историей, в том числе историей того, что находится под землей. Плюс к этому у города не очень хорошая гидрология. Поэтому было очевидно, что строительство метро нанесет окружающей среде существенный вред. Активные горожане организовали движение против строительства метро, которое было активно подхвачено и поддержано движением за независимость. Похожие истории есть и в Литве, и в Эстонии, и в Польше.

-3

План зеленого восстановления Украины

В конце пандемии COVID-19 в ЕС был предложен план зеленого восстановления экономики (green recovery). Он связан с внедрением циркулярной экономики и так называемой «Зеленой Сделки» (Green Deal). То есть, раз все равно придется восстанавливаться после кризиса, то почему бы сразу не сделать это восстановление зеленым. Точно так же, на взгляд Михаила, необходимо рассматривать и восстановление Украины: сразу сделать его зеленым и экологичным. Это касается и крупных инфраструктурных проектов, и малых проектов, в которые будут вовлечены организации гражданского общества.

— Мы собираемся помогать в создании перечня потенциальных приоритетных инфраструктурных проектов, искать пути, как сделать это наилучшим образом, избежав воздействия на окружающую среду. Уже понятно, что было разрушено огромное количество объектов природоохранной инфраструктуры, очистных сооружений, мусороперерабатывающих комплексов, полигонов отходов, хранилищ пестицидов, были загрязнены большие площади почв. В восстановлении таких объектов гражданское общество, как минимум, может помочь своей экспертизой. У организаций гражданского общества лучшие знания на местном уровне. В Коалицию входят организации, которые уже имеют опыт восстановления таких территорий. Например, коллеги из Латвии вовлекались в оценку и восстановление территорий крупных аэродромов и военных полигонов, оставленных после ухода советской армии.

Еще один пример в этом направлении — восстановление земель и контроль за радиационным фоном в районе Чернобыльской АЭС. У беларусских коллег из Гомеля в этом вопросе есть хороший опыт и компетенции. Они могут поделиться работающими способами организации мониторинга загрязненных земель в случае потенциального или уже случившегося радиационного загрязнения.

Финансово мы можем помогать в восстановлении менее крупных и затратных объектов. Сейчас уже две темы в этом направлении активно можно развивать. Стоки и сточные воды в западной части Украины, о чем мы говорили в самом начале. Поставка сухих туалетов — это тема, которую мы продвигаем в течение некоторого времени для использования в населенных пунктах, где нет канализации. Есть разные конструкции сухих туалетов, принцип их работы в том, что они раздельно собирают жидкие и твердые экскременты человека и превращают их в компост, который потом можно использовать в качестве удобрений, рециркулируя сразу и не загрязняя окружающую среду. В Украине сухие туалеты актуальны для лагерей беженцев, на территориях, где резко увеличилось количество населения. Такая мера значительно снизит нагрузку на сточные системы.

Мы также продолжаем продвигать тему развития органического сельского хозяйства на территории Украины. Наши друзья из Львова, организация «Екотерра», активно вовлечены в создание фонда помощи органическим инициативам для восстановления разрушенных из-за военных действий хозяйств.

-4

Первое время после начала военных действий в Украине многие были в жуткой депрессии: опускались руки и ничего не хотелось делать. Как рассказывает Михаил, в какой-то момент пришлось взять себя в руки и принять факт того, что от бездействия ситуация лучше не станет. По мнению эксперта, важно вернуться к тому, чем человек занимался раньше. Для экологов — вносить позитивный вклад в охрану окружающей среды.

— Это важно не только для нас самих, но и для украинских коллег. В Коалиции мы приняли решение, что нужно не останавливаться и продолжать регулярные обмены и встречи, чтобы не только ресурсно и профессионально, но также психологически поддержать коллег из Украины. Мы даем всем возможность восстановиться, насколько это возможно сейчас, вовлекая, в том числе, в экологическую деятельность, которой они занимались раньше. Я был настолько рад увидеть львовских коллег, едущих на конференцию по устойчивому сельскому хозяйству в Варшаву, понимая, что хотя бы так их жизнь хоть чуть-чуть нормализуется.

Даже маленькие усилия позволяют встряхнуться, вернуть людям понимание, что жизнь продолжается. Если все бросить и опустить руки, это точно не будет лучшим выходом. Каждое из дел, пусть даже на уровне жилого района, будет подпитывать доброй и позитивной энергией, которая всем нам сейчас так необходима.

— Еще до начала войны экологам часто приходилось слышать, что наши действия как капля в море и в глобальном масштабе не остановят, например, промышленность, которая активно развивается и разрушает окружающую среду. Но я считаю, если каждый из нас хотя бы по капле будет добавлять в улучшение окружающей среды, то в сумме наши общие усилия не пропадут и не потеряются на фоне глобального загрязнения. Просто через это убеждение, через примеры, которые показывают люди, мы мало-помалу будем менять отношение — вне зависимости от того, военное сейчас время или мирное. Но сейчас, во время военных действий, нужно предпринимать еще больше усилий, чтобы делать еще больше того, что мы делали раньше.