Прочитал, что 1 сентября 2022 г. под окнами Центральной клинической больницы в Москве обнаружили тело 67-летнего председателя совета директоров компании "Лукойл" Равиля Маганова. В прессе пишут, что Маганов шестой топ-менеджер, связанный с нефтегазовой промышленностью, чья жизнь трагически оборвалась в этом году.
Сразу вспомнился 1991 г. и череда странных самоубийств. После провала "августовского путча" 22 августа застрелился министр внутренних дел генерал-полковник Б. К. Пуго.
Латыш Борис Карлович Пуго родился Калинине в семье партработника. В 1960 г. он окончил Рижский политехнический институт, но уже в следующем году был направлен на комсомольскую работу. Пуго занимал высокие партийные и государственные должности, был председателем КГБ Латвийской ССР и 1-м секретарем ЦК Компартии Латвии. Избирался кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС и возглавлял Комитет партийного контроля ЦК. 1 декабря 1990 г. Б. К. Пуго был назначен министром внутренних дел СССР.
Он вошел в состав созданного в ночь на 19 августа 1991 г. Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и был сторонником решительных действий. По версии следствия, после самороспуска ГКЧП, в ожидании неминуемого ареста, Б. К. Пуго покончил жизнь самоубийством. Причем сначала застрелил жену, а потом застрелился сам. По версии сына Пуго сначала застрелился отец, а потом мать, которая скончалась в больнице на следующий день. Некоторых из прибывших на место происшествия смутило то обстоятельство, что пистолет, из которого были произведены выстрелы, лежал на тумбочке. Этот момент объясняли по-разному. Одни говорили, что последней стреляла жена, которая после выстрела положила пистолет на тумбочку и легла на кровать. Другие объясняли, что в комнату, услышав выстрел, зашел 90-летний тесть Пуго, который взял пистолет из рук зятя и положил его на тумбочку, никому об этом не сказав. Словом, следствие посчитало, что это самоубийство, но люди, хорошо знавшие Бориса Карловича, очень в этом сомневались.
Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза, член ЦК КПСС С. Ф. Ахромеев был начальником Генерального штаба ВС СССР, затем советником президента СССР М. С. Горбачева.
Узнав о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению, маршал прервал свой отпуск и из Сочи вернулся в Москву, где предложил свои услуги членам Комитета. После краха ГКЧП Ахромееву никаких обвинений не предъявляли, но маршал, не выдержав напряжения, пишет письмо Горбачеву, в котором говорит о степени своего участия в деятельности ГКЧП.
24 августа 1991 г. в 21 час 50 минут в служебном кабинете московского Кремля дежурным офицером был обнаружен труп С. Ф. Ахромеева. Следствие решило, что это самоубийство, благо маршал оставил целых 6 предсмертных записок. Но многих смутил способ самоубийства, который избрал боевой офицер, фронтовик. Сергей Федорович Ахромеев повесился на куске синтетического шпагата, верхний конец которого скотчем прикрепил к ручке окна.
26 августа 1991 г. в 5 часов 25 минут офицер 9-го управления КГБ СССР, дежуривший в подъезде дома № 13 по Плотникову переулку, услышал снаружи сильный хлопок. Под окнами дома он обнаружил тело управляющего делами ЦК КПСС 63-летнего Н. Е. Кручины, который проживал в этом доме на 6 этаже. Рядом лежала сложенная записка, в которой говорилось: "Я не заговорщик, но я трус. Сообщите, пожалуйста, об этом советскому народу. Н. Кручина".
Николай Ефимович Кручина родился в Алтайском крае. Член партии с 1949 года. С 1952 г. 1-й секретарь Новочеркасского горкома комсомола. В 1953 г. окончил Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства. Был 1-м секретарем Смоленского обкома ВЛКСМ, затем на партийной работе. В 37 лет, в декабре 1965 г., Кручина назначен 1-м секретарем Целиноградского обкома Компартии Казахстана. С 1966 г. был членом Центральной ревизионной комиссии, депутатом Верховного Совета СССР, с 1976 г. членом ЦК КПСС. В 1973 г., на свое 45-летие, стал Героем Социалистического Труда. В апреле 1978 г. Кручина был переведен в Москву в сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС. А в декабре этого же года секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству стал М. С. Горбачев. Именно с его подачи в 1983 г. Кручина возглавил Управление делами ЦК КПСС.
Деньги на счета Управления поступали немалые. Более полутора миллиарда полновесных советских рублей давали партийные взносы, еще более миллиарда поступали от издательской деятельности. Но и "хозяйство" было большое. По данным журналистов Н. Михайлова и В. Мотяшова на балансе Управления числились 5254 здания, 114 издательств, 81 типография, более двух десятков санаториев и домов отдыха, около тысячи различных учреждений (научных, учебных, музейных и т. п.), большой автотранспортный парк и около 300 тысяч партийных функционеров разных мастей ежемесячно получали неплохую зарплату. Управляющий делами обеспечивал квартирами, дачами, транспортом, обедами правящую верхушку СССР. Управление делами ЦК финансировало проведение партийных пленумов, съездов, конференций и прочее.
И вот этот влиятельный человек, которому многие были обязаны, кончает жизнь самоубийством. Причем, никаких обвинений ему не предъявляли. В квартире Кручины нашли вторую предсмертную записку:
"Я не преступник и заговорщик, мне это подло и мерзко со стороны зачинщиков и предателей. Но я трус.
Прости меня Зойчик, детки, внученьки.
Позаботьтесь, пожалуйста, о семье, особенно вдове.
"Никто здесь не виноват. Виноват я, что подписал бумагу по поводу охраны этих секретарей. Больше моей вины перед Вами, Михаил Сергеевич, нет. Служил я честно и преданно.
5.15 мин. 26 августа Кручина".
Если его вина была такой небольшой, то чего или какого так боялся Николай Кручина?
6 октября 1991 г. в 10. 40 минут под окнами элитного дома № 10 по улице Щусева было обнаружено тело персонального пенсионера Г. С. Павлова, проживающего в этом доме. В левом кармане брюк покойного обнаружили записку "Только кремация".
Георгий Сергеевич Павлов родился в Мариуполе. Учился в металлургическом институте в городе Каменское. В 1936 г., в год окончания института Павловым, Каменское переименовали в Днепродзержинск. Л. И. Брежнев окончил этот институт годом раньше.
В 1940 году Павлов был назначен инструктором Дзержинского горкома партии. Во время войны находился в эвакуации в Орске на партийной работе. Почти два года он трудился в центральном аппарате, потом занимал важные государственные и партийные должности. В 1957 г. назначен 1-м секретарем Марийского обкома КПСС. Согласно советской иерархии стал депутатом Верховного Совета СССР и кандидатом в члены ЦК КПСС. В 1963 г. переведен на работу в ЦК КПСС.
В 1965 г. Брежнев подобрал своему однокашнику незаметную, но важную должность управляющего делами ЦК КПСС. На этом посту Павлов стал полноправным членом ЦК и в связи с 70-летием получил звание Героя Социалистического Труда. В 1983 г. Андропов, вероятно много знавший о делах Павлова, отправил его на пенсию, а должность управляющего занял Н. Е. Кручина.
И вот такой страшный конец. Хотя, по по свидетельству домочадцев, на здоровье Георгий Сергеевич Павлов особо не жаловался и депрессиями не страдал. Что же заставило давно отошедшего от дел партийного чиновника шагнуть в пустоту?
Фотографию Дмитрия Андреевича Лисоволика в интернете я не обнаружил, а именно о нем пойдет речь. Дмитрий Лисоволик родился в 1937 г. в Винницкой области, окончил педагогический институт, преподавал английский язык. После армии был приглашен на комсомольскую работу, трудился в Винницком обкоме комсомола, затем в ЦК ЛКСМ Украины. Толкового комсомольца заметили и в 1966 г. отправили учиться в Москву в Высшую дипломатическую школу, где он три года изучал персидский язык и совершенствовал английский.
После окончания учебы Лисоволик был назначен 2-м секретарем советского посольства в еще мирном Кабуле. Затем пять лет он работал в Турции секретарем парткома в советском посольстве. Вернувшегося на родину Дмитрия Лисоволика определили инструктором в Международный отдел ЦК КПСС. Через три года последовала новая командировка. Лисоволик в ранге советника отправился парторгом в наше посольство в Вашингтоне. Но, видимо, помимо партийной работы Лисоволик занимался еще и другой деятельностью, так как по возвращению в Москву в 1984 г. был назначен заведующим сектора США в Международном отделе ЦК КПСС, хотя специалистом по этой стране не был. После сокращения партаппарата в 1990 г. он стал руководителем группы в Международном отделе.
В четверг 17 октября 1991 г., когда семья спокойно смотрела телевизор, Дмитрий Лисоволик вышел покурить на балкон своей квартиры в доме по улице Лизы Чайкиной и бросился вниз. Что заставило совершить его этот поступок? Неизвестно. Да, здание ЦК КПСС было опечатано, но вряд ли это могло быть трагедией для столь успешного человека, знающего подоплеку происходящих событий и обладающего обширными связями.
Тогдашняя пресса гибель Кручины, Павлова и Лисоволика связывала с "золотом партии". После смерти Кручины журналисты раскопали, что в предчувствии неминуемого краха КПСС он начал спасать деньги партии. В помощь ему из-за границы отозвали сотрудника внешней разведки Л. Веселовского. Следователи прокуратуры установили, что на счета различных фирм был переведен почти миллиард рублей.
Также огромные суммы денег проходили через Международный отдел ЦК КПСС. Георгий Шахназаров, бывший в свое время заместителем заведующего Международным отделом ЦК КПСС, в книге "С вождями и без них" (М.: 2001) писал:
"Теперь не составляет секрета, что многие коммунистические партии получали регулярное "вспомоществование" от КПСС. Но тогда это обставлялось высшей степенью секретности. За четверть века работы в аппарате, причем на достаточно высоких должностях, я ни разу не читал какого-либо документа и уж тем более не сталкивался с фактом непосредственной передачи денег из рук в руки. Разумеется, я знал о существовании такой практики, однако в детали был посвящен только узкий круг особо доверенных людей, а тему эту не было принято обсуждать даже в дружеском кругу".
Возможно, что одним из таких доверенных людей был и Дмитрий Лисоволик. Газеты того времени писали, что в кабинете Лисоволика нашли "неоприходованными" пару миллионов долларов, которые, якобы, предназначались руководителю компартии США Гэсу Холлу.
Суммы через Международный отдел и управление делами ЦК КПСС текли немалые и практически безотчетные. Международный фонд помощи левым и рабочим партиям ежегодно имел в своем распоряжении 20-25 миллионов долларов. Деньги выдавались согласно закрытому постановлению ЦК КПСС, а в особо секретную папку подшивалась выписка: "Правлению Госбанка СССР (т. Геращенко В. В. ) выдать т. Фалину В. М. 22000000 на специальные цели".
В. М. Фалин в 1971-1978 гг. был послом в ФРГ, а с 1981 по 1991 гг. возглавлял Международный отдел ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС.
И Павлов, и Кручина , и Лисоволик были простыми исполнителями, но они много знали, и некоторые исследователи считают, что именно за это они поплатились жизнью. Кстати, тогда писали, что полковник Веселовский за пару недель до августовских событий неожиданно уволился и после всплыл в Швейцарии в качестве консультанта сразу в нескольких фирмах. А Валентин Михайлович Фалин в 1992 г. перебрался в Германию, где числился профессором истории в Институте мира и безопасности при Гамбургском университете. В 2000 г. он вернулся в Россию и читал лекции в МГИМО.
А "золото партии" так и не нашли, хотя вице-премьер Егор Гайдар тогда для поисков нанял западную детективную фирму, заплатив ей полтора миллиона долларов из государственного кармана.