Найти тему
Дедюлина учит

«С ними нужно построже», или зачем вводить правила на уроках

Оглавление

Привет, меня зовут Саша Дедюлина, и я работаю учителем русского и литературы в обычной школе. Выгляжу я как пучок одуванчиков, поэтому самый распространенный совет, который я получала — это быть построже, спуску не давать и вот это все.

Возможно ли оставаться пучком одуванчиков и сохранять дисциплину в классе? Попробуем разобраться.

Начнем с того, что прикинем, а почему вообще дисциплина в классе может нарушаться.

Причины нарушения дисциплины

По своим школьным годам могу сказать, что я устраивала на уроках концерты, потому что мне очень были нужны внимание, помощь и поддержка. Я бунтовала и протестовала, а хотелось просто признания меня достаточно хорошей. Такое случается.

Я исхожу из позиции, что ученику в такие моменты просто нужна помощь. Он не плохой-ужасный хулиган, а пытается что-то сказать. И я просто стараюсь помочь ему выразить словами, что же с ним происходит.

Когда к вопросу дисциплины учитель подходит не с позиции «за это я тебя накажу», а с позиции «почему ты на уроке сделал то-то», появляется модель сотрудничества. А мне кажется, что образовательный процесс — это дело, которое требует сотрудничества учителя, ученика и его родителей.

Ещё одну важную причину нарушения дисциплины сформулирую через цитату ученика «А че, нельзя что ли?».

И действительно, откуда ученикам добыть сакральную информацию о том, что на ваших уроках можно, а что нельзя, как им догадаться, какое поведение одобряемо вами, а какое неприемлемо? Очевидные вещи все равно требуют проговаривания.

Правила: зачем и как

Чтобы у класса было понимание, что можно, а что нельзя, именно на ваших уроках, правила стоит ввести. А какие правила?

Когда я разрабатывала свои правила, я сначала поработала со своими ожиданиями. Вот я прихожу в класс. Какой он? Как себя ведут дети? По отношению ко мне, друг к другу. Как они взаимодействуют? В чем для меня проявляется уважение? В чем неуважение? Часа полтора философствования и самокопания привели к четко сформулированным ожиданиям.

Дело за малым. Переводим это на язык правил.

Правил должно быть немного: четыре-пять. Это важно, ибо все их нужно держать в голове, в которую одновременно погружается тонна материала по вашему предмету.

Формулировки правил должны быть ёмкими. Корректировка поведения становится легче, когда не нужно 7 минут объяснять, почему друг друга не перебиваем. Обсудите это на берегу, а в момент, когда вы вдохновенно ведёте урок, а кто-то щебечет с соседом по парте, достаточно сказать «тот-то и тот-то, правило одного голоса».

Система правил должна быть гибкой. Например, я не вводила правило «начинаем и заканчиваем вовремя». После первых уроков решила, что оно всё-таки мне нужно.

К правилам нужно возвращаться, напоминать их. У одного знакомого педагога подсмотрела вставку в презентацию: в начале каждого урока появляется на слайде свод правил. А ещё можно распечатать/нарисовать правила на листке и прикрепить в кабинете. Это важно, ведь если не повторять изученное, мы это забудем. Так и с правиалми.

За нарушение правил

За нарушение правил должны наступать последствия. Какие? Это решать каждому учителю. И последствия не должны наступать сразу же после первого замечания. Важно позволять друг другу ошибаться и исправляться.

Я для себя решила оставлять ученика после урока на рефлексию. Мне же нужно задать заветный вопрос «почему на уроке ты делал то-то и то-то».

Спасибо, что дочитали статью.

Желаю учиться и учить из любви и сотрудничества. 🤍