Найти тему
Лингвистическая толерантность
У вас бывает такое, что слышите в речи человека ошибку и хочется кричать, чтобы исправить его? Давайте поговорим о лингвистической толерантности: Два типа людей Есть два типа людей: пуристы и антинормализаторы. Пуристы придерживаются принципов чистоты языка: заимствования — зло, изменение языковой нормы — зло. Антинормализаторов я называю лингвистическими эпикурейцами. Им абсолютно все равно, кто и как говорит, норма ничего не значит, а язык — такая огромная и умная система — сам разберётся, какие нормы ему нужны, какие нет...
3828 читали · 2 года назад
Когда провел восемь уроков, а ученики ещё и на внеурочку пришли чучело из Губернского музея г.Тобольск
1223 читали · 2 года назад
Гуманная педагогика не работает! Приходится орать... Все больше родителей становятся осознанными, все больше педагогов придерживаются постулатов гуманной педагогики. Ребенок — не чистая доска, на которой можно писать все, что угодно. Ребенок — не мягкий воск, из которого взрослый лепит человека. Ребенок — это уже человек, самобытный и уникальный. Роль взрослого здесь — не роль создателя, а роль наставника, который научит обращаться со своей уникальностью и самобытностью. Это все замечательно, — скажут некоторые, — но оно не работает. Я вот говорю с ним как с взрослым человеком, спокойно, а он ничего не понимает! Знай — выкидывает только свои выкрутасы! Или ещё скажут: «Пришла в новый класс, а они по моей доброте ездят только так. Из трёх уроков два сорвано. Просто невыносимо!». Очень может быть, что вы — первый взрослый, который не хочет из этих детей ничего лепить, ничего писать на них не собирается. Возможно, они впервые видят такого человека, который не прогибает их под себя. Вот представьте. Ребенок-маугли. Он не видел раньше людей, не разговаривал с ними. И вот его нашли, помыли. Он сразу стал пользоваться всеми благами цивилизации? О нет. Даже когда происходит улучшение жизни, к нему нужно привыкать. И пока привыкаешь, можешь столько всего натворить! Никто не отменял стадии принятия. Даже новое и хорошее нужно принимать, вот так вот! Когда я пришла в школу, первые несколько месяцев я переживала очень тяжело. Мало того, что я сама адаптировалась, дети пробовали меня на прочность. А если мы так сделаем — заорёт? А так — отправит к соцпедагогу? И здесь очень важно было сохранить себя, не отступать от своих принципов. Чтобы направлять огромную энергию детей, нужно иметь ещё большие запасы энергии. Иногда хотелось сдаться. Но я всё ещё работаю в школе. Все ещё не кричу на детей. Все ещё люблю свою работу. Это возможно! А теперь советы для тех, кто тоже хочет быть гуманным педагогом или родителем, но пока что не работает: 1. Помните о том, что эти испытания — временные. Нужно пересилить себя и дождаться стадии принятия. 2. Попробуйте услышать детей. Я частенько запрашиваю у них обратную связь. Какие уроки проводить, чтобы вам было проще быть в них вовлечёнными? Какую систему последствий использовать при нарушении правил? Какая система позитивных подкреплений будет для вас мотиватором? Эта обратная связь — основной способ моего роста как педагога. 3. Быть гуманным — не значит придерживаться попустительского стиля воспитания. Быть гуманным — значит действовать из позиции изначального уважения к личности. Вы можете оговаривать правила. За нарушения правил будут последствия. 4. Будьте системными. Договоритесь о том, что можно и чего нельзя. Договоритесь о том, какие будут последствия за совершение этих «нельзя». 5. Находите время на себя. На то, что вам нравится. Помимо взаимодействия с детьми. Это взаимодействие забирает очень много ресурсов. Постоянно их пополняйте. Пусть в мире станет больше человечности! С уважением к Вашей личности, Александра Артемовна.
207 читали · 2 года назад
Школа — это море. Море испытаний. Подводя итоги своего первого полугодия в школе, я поняла, что главным событием в этом году для меня стал конфликт между мной, родителями, учениками и классными руководителями. И все из-за двоек... В первую четверть я пыталась разобраться с тем, как быть требовательной и справедливой, но гуманной. И в начале второй четверти я объявила, что отнюдь и впредь за невыполненные домашние задания ставлю двойки. Сдать позже можно — в течение трёх дней, но за просрочку — минус балл. Через неделю двоек в электронном журнале было столько, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Тревожные волны родителей и классных руководителей, не встречаясь с волнорезом, превратились в девятый вал. Стало нормой два часа своего вечера посвящать ответам об отметках учеников их родителям и тридцать минут своего единственного окна объяснять классным руководителям, чего я собственно добиваюсь. Кульминацией конфликта стала следующая сцена. На урок пришел классный руководитель с распечаткой двоек. Каждый ученик должен объяснить, почему у него два. Для меня это была катастрофа. Ученики естественно старались как-то оправдаться, не замечая, как их оправдания делают меня виноватой в их двойках. Я чувствовала какое-то совершенно библейское отчаяние учителя, преданного своими учениками. Конфликт раскачивался. Я старалась не отступать и продолжать требовать выполнение домашних заданий. Вслед за вопросами о двойках последовали вопросы о том, как я вообще работаю. Печатаю какие-то рабочие листы, мало обращаюсь к учебнику, отступаю от рабочей программы, включая произведения, которые в нее не входят. Я буквально чувствовала, как мои преподавательские крылья обрубаются. Как в песне, мне хотелось плакать от боли или забыться во сне, где мои крылья, которые так нравились мне. Я ходила на работу со слезами, я плакала на переменах в коридоре, в учительской, я уходила с работы со слезами. Я перестала есть и спать. Казалось, все кончено. Разбираться с тем, кто виноват, я не буду. В конце концов, а судьи кто? Но хотя бы один чернышевский вопрос  я должна была разрешить. И я стала думать, что делать. Объяснять свою позицию, свое видение, свои ценности не дало ничего. Абсолютное подчинение системе делало меня абсолютно несчастной. Нужно искать компромисс. И я решила узнать, что нравится моим ученикам на уроках. На листочках они анонимно ответили на вопросы: что нравится, что некомфортно, что оставляем, что убираем. Но это показалось мне недостаточным. И я просто пришла к замдиректору по учебной работе и честно попросила помощи. Было очень важно не прийти доказывать свою правоту. А рассказать о том, как мне важно сохранить свой педагогический стиль, но при этом не рушить школьную систему. И признать, что мне действительно нужна помощь, нужен совет, как эти несовместимые вещи совместить. И, о чудо, варианты нашлись. Я продолжаю готовить рабочие листы, неистово использую рабочий принтер, усиленно делаю красивые презентации и рассказываю ученикам, что можно почитать из современной литературы. Да, вот такая школьная жизнь — огромное бушующее море. И так важно быть не в одиночку на шлюпке, а на большом корабле (в моем случае — ледоколе, ура, полярный север), чтобы не скрыться в пене дней. И в голову приходит пушкинская элегия: ...Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья...
189 читали · 2 года назад
Сегодня у меня было девять уроков. На одном из них я плакала. Сейчас у меня три восьмых класса на замене. И опыт этих замен стал для меня большим откровением. Начну с того, что сегодня был худший урок в моей истории учительства. В нем было все: пластилиновые половые органы на парте, мат шепотом, спящие ученики. Я действительно разбитое сердце. И я говорю своим ученикам, мол, вот сегодня в других восьмых вела и такого нет, а с вами есть. Почему? Четыре часа рефлексии про себя. Результатами делюсь. В моем родном восьмом классе я существую с позиции доверия, безусловной любви к ним, искренности чувств. Это очень высокие и очень тонкие материи. И они ставят меня в очень уязвимую позицию. Моя голубая мечта - чтобы именно эти материи были в основе нашего образовательного процесса. Мечта прекрасная и, возможно, несбыточная. На первом году работы мне было важно попробовать быть в этой позиции. Поэтому хорошо, что этот опыт был. Но нужно ехать дальше. Когда я прихожу в класс на замену, я не очень-то и доверяю ученикам. Грубо говоря, жду подвох, поэтому четко и системно реагирую на нарушения правил. С позиции доверия и безусловной любви сложно управлять, контролировать. Но когда в основе образовательного процесса лежит не уязвимое чувство, а взаимное уважение, все встанет на свои места. Четко и ладно. Голубую мечту я сохраню. У меня есть дополнительные занятия литературного творчества для возможности быть взаимно уязвимыми. А на уроках всё-таки не все ученики готовы к такому уровню взаимоотношений. И это окей. С благодарностью принимаю этот опыт. Завтра новый день, новые восемь уроков. И все точно будет лучше. Вывод. В школе, кажется, не нужно любить детей. Их нужно уважать. С ними должно быть интересно. Но любить совсем необязательно.
47,8 тыс читали · 2 года назад
Хорошее домашнее задание...
Хорошее домашнее задание — это такое задание, которое интересно проверять. Это моя личная формула для оценивания идей и формулировок домашних заданий. Дисклеймер: задания на отработку нужны, не каждая домашка должна быть весёлым приключением. Но будет здорово, если домашние работы будут приносить удовольствие ученику при выполнении, а учителю при проверке. Если получилось так, что от проверки заданий мне «и скучно, и грустно, и некому руку подать», то я постараюсь их как-то переделать. А если...
338 читали · 2 года назад
Чем занимаются учителя в каникулы? Пьют чай и болтают в учительской? Что вообще происходит за рамками учебного процесса? Подготовила для вас каникулярные карточки от учителей, работающих в разных школах Салехарда по программе "Учитель для России". Делитесь в комментариях, чем заниматесь (занимались) в каникулы вы!
1331 читали · 2 года назад
Пишем рецензию на уроке. Как мотивировать на глубокий анализ спектакля и текста пьесы?
Это заключительная часть эпопеи «Мои любимый класс не прочитал произведение». Предыдущие читайте в подборке: https://dzen.ru/suite/af05d5db-a83e-4fe0-bb45-9475d79b7334 Мы прошли большой путь от обнаружения непрочитанного текста до заключительного урока. Этот путь был сопровожден и взлетами, и падениями. Но что я могу сказать точно, так это то, что количество прочитавших пьесу заметно  увеличелось, практически все ученики посмотрели спектакль. И самое важное — ученики не пытали себя «Недорослем»...
140 читали · 2 года назад
«А что задано? Классицизм и майнкрафт» Мой любимый класс не прочитал произведение. Часть три. Итак, вот второй урок по комедии Фонвизина «Недоросль». Самостоятельная на знание текста провалена. Все в печалях и горестях. Что делать? Я стала ещё раз пытаться найти точку входа в произведение. В любое произведение есть точка входа. Какая-то такая дверь, которую захочется открыть. А потом путь к пониманию текста будет захватывающим. Точка входа должна быть комфортной, приятной, отчасти знакомой. Это может быть обсуждение иллюстрации, текста Оксимирона, что угодно, что откликается читателю. Окей, вот где «Недоросль», а где приятно и комфортно? Друзья, это просто бомба. Во времена самоизоляции БДТ сделал что-то невероятное — несколько постановок театра прошло в майнкрафте (да-да, в той самой игре, где все в кубиках). И к счастью учителей, спектакль по «Недорослю» тоже там есть. И, о чудо. Смотрят, думают, пишут, сравнивают с пьесой. А следующий урок уже был построен на обсуждении майнкрафт-спектакля. И это была новая проба пера для учеников, а для меня большое удовольствие. Ссылка на спектакль (с 50 минуты): https://wwwwww.youtube.com/...vo4
3311 читали · 2 года назад
Мой любимый класс не прочитал произведение. Часть 2. Я склеенное разбитое сердце учительницы литературы. Как подружить с текстом учеников, которые его боятся? Драматургию сложно читать. Особенно драматургию классицизма. «Недоросль» кажется чем-то неактуальным, чем-то далёким и точно никак не связанным с нами. А если попробовать не относиться к тексту как к чему-то тяжёлому, а попробовать в него поиграть? Вот взять и стать этим Митрофанушкой: гонять голубей, уплетать булки, шутить над учителями и не хотеть учиться (жениться уже правда тоже не хочется). Взять и стать матушкой Простаковой, которая в своем сыночке видит только хорошее, а виноваты во всех его неудачах ну кто угодно, а только не он. А если взять и стать мудрым резонером, который несёт истину и свет в этот мир. Текст становится ближе и понятнее. Любовный многоугольник затягивает и двигает нас по пьесе вместе с сюжетом. Мы сопереживаем, чувствуем на себе эмоции героев. И готовы следовать дальше в более сложные социальные конфликты, устанавливать связи с историей... Но вот звонок. И ещё никто, кроме склеенного сердца учительницы литературы, не знает, какое же будет домашнее задание. Продолжение следует. P.S.: Лет шесть назад я сама была школьницей, с которой случилось чудо театрализации. Мольер. Мещанин во дворянстве. Все та же неподъемная комедия классицизма стала лёгкой игрой, в которую мы играли несколько месяцев. Постановку показывали на большой сцене ДК. И какое же это было счастье почувствовать лёгкость тяжёлого классицизма. Фотография с того самого спектакля.
6136 читали · 2 года назад
Мой любимый класс не прочитал произведение. Я — разбитое сердце учительницы литературы. Это класс, с которым у меня случилась любовь с первого взгляда. Причем, любовь взаимная. Мы читали тексты на уроках, нам было очень здорово в них разбираться. На лекции по классицизму мы были в восторге друг от друга. Но вот камень преткновения. Домашнее задание: прочитать «Недоросль». Сначала два действия. Потом все остальное. Даю тест по тексту. Проваливают. Даю групповую работу.  Не клеится. Что же случилось? Открытие месяца: взаимной любви учеников и учителя недостаточно, чтобы случилась любовь к литературе. Я не поставила ни двоек, ни троек за тест.  Зияющие точки и только. И исправить их можно не написанием ещё одного теста. А искренностью. Попросила написать небольшое сочинение, где нужно ответить на два вопроса и один под звёздочкой. 1. Вспомни последний раз, когда тебе было очень хорошо с художественным текстом. Подробно опиши этот момент. Что происходило? Какая была обстановка (запахи, цвета; все, что было вокруг)? Что это была за книжка? Почему именно с ней было хорошо? 2. Отрефлексируй, в какой момент твоей жизни чтение перестало приносить удовольствие. Что пошло не так? 3.* Это можно как-то исправить? Как? Несколько сочинений уже написано и прочитано. Эти истории любви и разлюбви становятся какими-то очень важными откровениями для меня. И я верю, что они помогут найти ключик к каждому сердцу, закрытому от книжек. Но что же делать с комедией Фонвизина? Продолжение следует. И оно будет фееричным.
27,4 тыс читали · 2 года назад
Лекция: спать нельзя быть вовлеченным
Лекция - это форма передачи учебной информации. Привычный формат лекции предполагает схему «я говорю, вы слушаете». И чтобы действительно на протяжении 40 и более минут (на Ямале уроки 40, а не 45 минут, а иногда в школах обучение идёт в форматах университетских пар) быть включенным, успевать записывать (адаптировать материал под себя, присваивать знание) достаточно сложно. Нужно ли и можно ли использовать такую форму обучения в школе? Давайте разбираться! Зачем? Лекция нужна, чтобы дать много материала...
189 читали · 2 года назад