Найти в Дзене

Сенсорная алалия и атипичный аутизм. Вечная путаница у психиатров! Разбираемся.

Всем здравствуйте. В чем заключается разница у детей с сенсорной алалией и атипичным аутизмом:

1. Речевые навыки.

- При сенсорной алалии ребенок может как говорить запомнившиеся слова и фразы , так и вовсе молчать. Но есть важная особенность, при запуске речи он начинает менять слоги в словах, пропускать буквы, то есть имеет трудности в овладении слоговой структуры слова. Динамика вверх идет чуууточку быстрее. И это хороший звоночек🔔

- При атипичном аутизме ребенок также не понимает обращенной речи, имеет трудности со звуками, динамика в развитии речи идет медленнее.

2. Обращение ко взрослым

- Сенсорный алалик может звуками и аграмматичными фразами привлечь внимание взрослого на что-то интересное, попытаться попросить его о помощи.

- Дети с атипичным аутизмом не зовут взрослых, не стремятся привлечь их внимание. Все звуки и слова произносятся для собственного удовлетворения. Им просто нравится звучание определенных слов, поэтому атипичные аутисты готовы многократно повторять эти звуки, слова и фразы. Конкретной цели у них нет.

3. Реакция на взрослого

- Ребенок с сенсорной алалией может обратить внимание на взрослого, если тот покажет, что ушиб руку, окажет помощь, если упадет игрушка. Подойдет к взрослому, если у него в руках будет интересный предмет и станет слушать взрослого при использовании более тихой, но четкой речи.

- Ребенок с атипичным аутизмом не обратит внимания на взрослого, которому больно или на упавшую игрушку. Если предложить взять что-то, то он может выполнить это действие, но сразу же уйдет и продолжит взаимодействовать с этим предметом один.

-2

4. Сюжетно-ролевая игра.

-Ребенок с сенсорной алалией готов сотрудничать со взрослым и если показать правила игры, даже не понимая речи он вовлечетчя, будет просто повторять действия за взрослым, тем самым играть.

- Ребенок с атипичным аутизмом в игру вступать не будет. Его внимание трудно привлечь сюжетно-ролевыми играми, все игрушки он будет использовать не по прямому назначению. Например: на сковородке он не станет жарить вымышленные пирожки, а просто будет ею стучать. Машину он не станет чинить, а будет рассматривать отдельные ее части, в основном, это колесики, и подолгу станет их крутить.

5. Распорядок дня и одинаковые действия.

- У сенсорных алаликов не встречается желание повторять одни и те же ритуалы изо дня в день. Например, четкий план: утренний подъем ➡️ подходить к окну и трогать занавеску➡️ выстроить машинки в один ряд➡️чистка зубов только этой щеткой и пастой ( и не дай бог там будет что-то другое)➡️ покрутить дверную ручку. Это цикл действий, и ребенок с атипичным аутизмом, как и с обычным аутизмом может повторять это каждый день. Его пугают нововведения.

6. Навязчивые движения

- У сенсорного алалика они отсутствуют (только если это иное неврологическое расстройство, наподобие тиков)

- У атипичного аутиста встречаются так называемые стимы, повторяющиеся движения, НО, они не так выражены, как у типичного аутиста. Об этом мы подробнее поговорим, когда коснемся темы "Аутизм и РАС"

7. Сверстники

- Сенсорный алалик проявляет интерес к сверстникам, и прекращает игру лишь когда не понимает речь, не понимает правил, или же они его не устраивают. То есть если игра надоела или не сильно привлекла внимание.

- При атипичном аутизме ребенок не желает играть с другими детьми, так как хоть и понимает речь, он не знает, как надо общаться, не знает, с чего начать и как реагировать на эмоции. Однако это проявляется не так сильно и отчетливо, как при типичном аутизме, классическом варианте. Ребенок может подойти, но больше проявляет бездейственность.

8. Интонация в голосе.

- Сенсорный алалик воспринимает смену интонации.

- Атипичный аутист нет.

Отличить сенсорного алалика от ребенка с атипичным аутизмом можно, проведя такую серию заданий, где нужно проявить себя. В Интернете практически не найти темы, раскрывающей отличительные особенности детей с этими диагнозами, а если они и встречаются, то объяснение специалистов звучит на каком-то древнем и непонятном языке. Поэтому я решила написать эту статью в помощь родителям и учителям- логопедам.

Если вам требуется помощь, то можете обратиться в телеграм-канал для консультации по данному вопросу.
Запуск речи дома. Спецагент мама

Благодарю за внимание.