Найти тему
Идеономика

Лексический удар: почему люди тяжело переживают словесные оскорбления

Оглавление

Наш мозг считает, что негативные слова несут угрозу репутации, а с точки зрения эволюции — и жизни

Фото: Carrie Kaufmann/Flickr
Фото: Carrie Kaufmann/Flickr

Слова бьют не так больно, как камни. Но давайте не будем обманывать самих себя. Мы знаем, что некоторые слова действительно причиняют боль. Например, оскорбления. В новом исследовании ученые из Утрехтского университета в Нидерландах обнаружили, что слышать оскорбления — все равно что получить лексическую «мини-пощечину», независимо от того, направлено ли оскорбление на вас или на другого человека.

Почему оскорбления будут всегда привлекать внимание

Некоторые слова и фразы скучны, а другие увлекательны. Некоторые придают силы, другие призваны подавить вас. Иногда, когда люди говорят о любви или с любовью, мы начинаем ощущать то же самое. И наоборот, речь, полная ненависти, заставляет почувствовать беспокойство, тревогу, возможно, даже ненависть к себе.

Пока недостаточно хорошо изучено, как именно язык регулирует эмоции, но исследования показывают, что слова оказывают как психологическое, так и физиологическое воздействие. В одном из них Мария Рихтер и ее коллеги наблюдали за нейронной реакцией людей, которые слушали или читали негативные слова. Они обнаружили, что это усиливает имплицитную обработку (IMP) в субгенуальной передней части поясной извилины коры головного мозга (sACC) — что это просто технический способ произнесения негативных слов, высвобождающих гормоны стресса и тревоги.

В другом аналогичном исследовании ученые обнаружили, что дети с высоким уровнем негативного внутреннего диалога имели более высокий уровень тревожности.

Теперь мы знаем, что негативные высказывания имеют как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для познания и эмоционального благополучия. Но как насчет глубоко обидных высказываний, таких как оскорбления?

Будучи высокосоциальным видом, люди научились строить сложные социальные сети и иерархии, от скромных племен до могущественных империй. Сотрудничество — один из ключей к успеху. Но также это говорит о том, что если человека не уважают или не ценят в сообществе, скорее всего, ему не удастся достичь процветания — а в какой-то момент истории он вообще не выживет.

Неудивительно, что оскорбления, которые наносят вред репутации и положению в обществе, пронзают наш слух как стрела.

Исследователи во главе с Марийн Струиксма хотели узнать больше о восприятии оскорбления в сравнении с комплиментами. В рамках более широкого исследовательского проекта, изучающего связь между языком и эмоциями, они решили выяснить, насколько каждый тип высказываний чувствителен к повторению (т.е. как мы реагируем, слыша одно и то же оскорбление или комплимент снова и снова?).

«Проект сосредоточен на связи между языком и эмоциями, и нет лучшей темы для изучения этой связи, чем оскорбления и комплименты. Пословица «Хоть горшком назови, только в печку не ставь» заучена детьми для ответа на издевательства. Однако мы считаем, что слова причиняют боль. Более того, в отличие от комплиментов, эффект которых быстро проходит, оскорбления не теряют своей остроты. В данном исследовании главной целью было собрать неформальные наблюдения и изучить их в лаборатории. Мы хотели найти доказательства быстрой адаптации к повторяющимся комплиментам и устойчивой реакции на словесные оскорбления и в случае успеха определить, на какой стадии (стадиях) языковой обработки это происходит», — говорит Струиксма.

Лексическая пощечина

Исследователи использовали электроэнцефалографию и проводящие электроды, подключенные к коже головы 79 женщин-добровольцев. Каждая участница прочитала вслух серию повторяющихся утверждений, которые передавали три разных значения: оскорбления («Линда отвратительная»), комплименты («Линда производит впечатление») и нейтральный смысл («Линда голландка»). Слова, относящиеся к оскорблениям, были довольно мягкими для людей, привыкших к интернет-троллингу, но, как выяснилось позже, даже они задевали чувства.

«Во время предварительного тестирования наших материалов нужно было составить длинный список оскорблений. Мы прошли долгий путь. К счастью, нам помогали ассистенты. Но когда мы консультировались с участницами, то узнали, что оскорбления имеют свойство устаревать!» — говорит Струиксма.

Половина участниц читала три набора утверждений, используя собственное имя, в то время как другая половина использовала чужое. Участницы во время эксперимента ни с кем не общались, но им говорили, что это высказывания трех разных людей.

Исследование реакции людей на оскорбительную лексику — непростая задача, ведь намеренно подвергать людей обидным вещам неэтично в любой форме.

Но, несмотря на очевидные ограничения лабораторного исследования, в котором не было реального человеческого взаимодействия, а оскорбления наносились вымышленными людьми, участники все-таки их ощутили.

Данные ЭЭГ показали, что услышанное оскорбление вызывает изменения в амплитуде P2, волнового компонента потенциала, связанного с событиями, измеренного на коже головы человека. Эти эффекты регистрировались независимо от того, на кого было направлено оскорбление, и оказались устойчивыми при повторении.

«Основные выводы заключаются в том, что мозг быстро реагирует на оскорбления и комплименты, и реакция сильнее на обидные слова. Этот ранний компонент P2 в сигнале ЭЭГ указывает на очень быстрый и стабильный захват эмоционального внимания, вызванный извлечением смысла оскорблений и комплиментов из долгосрочной памяти. Разница в реакции между оскорблениями и комплиментами становится более заметной со временем. Поэтому даже после многократного повторения оскорбления наносят «мини-пощечину». Это открытие относится к сильно негативным оценочным словам, которые автоматически привлекают внимание во время лексического поиска. Примечательно, что мы обнаружили это в лабораторном эксперименте без какого-либо реального взаимодействия между говорящими. Это не только свидетельствует о нашей чувствительности к нежелательному социальному поведению, но и согласуется с идеей о том, что оценка такого поведения происходит автоматически», — говорит Струиксма.

Комплименты также вызвали эффект Р2, но не такой сильный, как оскорбления. Когда в комплиментах или оскорблениях использовалось имя участника, сигнал P2 был сильнее, а кожная проводимость (показатель возбуждения) выше, чем в случаях, когда участников не называли по имени. Возможно, существует эволюционное давление, которое объясняет, почему люди стали так восприимчивы к комплиментам и оскорблениям, особенно когда они направлены на нас самих.

«Оскорбления, направленные в ваш адрес, представляют серьезную угрозу как для вас, так и для вашей репутации. Для представителей ультрасоциального вида, который специализируется на сотрудничестве за пределами семьи, не следует воспринимать легкомысленно угрозы репутации. Также оскорбления наносят вред окружающим, они дают информацию о том, кто собирается это сделать, и сигнализируют о социальном конфликте в окружении или в группе. Представители ультрасоциальных видов обращают внимание на такие словесные «пощечины». Для вида, активно вовлеченного в сотрудничество, проявление агрессии (например, словесной или физической пощечины) автоматически вызывает негативные эмоции у объекта этой агрессии, а также у свидетелей», — объясняет Струиксма.

По словам исследователя, эти результаты дополняют совокупность доказательств, свидетельствующих о склонности людей к негативизму, избирательно уделяя больше внимания отрицательным, а не положительным словам и ситуациям.

«Исследование склонности к негативизму показало, что люди особенно чувствительны к отрицательным событиям: они не только привлекают больше внимания и требуют более интенсивной обработки, чем нейтральные, но и чаще происходят по сравнению с позитивными моментами. Как и следовало ожидать, аналогичные механизмы захвата внимания и последующей усиленной обработки действуют, когда люди читают или слушают эмоциональную речь. В настоящее время причины такой предвзятости обсуждаются. Одни утверждают, что это просто отражение статистических свойств окружающей среды, а другие предлагают эволюционный анализ, включающий степень влияния негативных и позитивных стимулов на приспособленность. Склонность к негативизму не гарантирует, что каждый отрицательный стимул или набор стимулов привлечет больше внимания, чем позитивный. В конце концов, запутавшийся шнурок — это гораздо менее эмоциональное событие, чем рождение ребенка. Предвзятость негатива реальна, но она существует как обычное явление, возникающее по причинам, которые еще предстоит полностью объяснить».

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.