Уверена, что многие родители детей с особенностями развития задаются этим вопросом. Особенно он актуален вначале пути, так как везде много вариантов заданий для нормы, но для таких кадров, как наши малыши, информации почти нет. Так что давайте разбираться.
Для примера возьмём занятие "Звуковые коробочки" из этого моего материала:
Смысл задания: Берёте 10 спичечных коробков и 5 по-разному звучащих материалов. Это могут быть, собственно, сами спички, металлические болты или монетки, фасоль, гречка, мелкие макароны и прочее. В каждые два коробка вы насыпаете одинаковый материал, но обклеиваете по-разному - чтобы звучали одинаково, но зрительно различались.
Задание состоит в том, что ребёнку, тряся коробки, нужно установить пары с одинаковым звучанием."
Так вот: если вы думаете, что информацию выше нужно сообщать ребёнку, то нет! Это бесполезно - ему будет всё равно, если не на первом, то уже на 3-4 слове.
Однако эти инструкции пишутся не для детей! Они пишутся для родителя: чтобы было понимание какая цель задания, что нужно делать, а ещё это возможность почерпнуть идею и переделать её под свою ситуацию.
Непосредственно ребёнку объяснения подаются в другом формате. Расскажу, как я работала с сыном.
Несмотря на то, что восприятие речи на слух сломано, у таких детей обычно сохранно восприятие интонации и зрение! На это и нужно опираться.
В случае выше берёте 3 коробочки:
- Образец, к которому нужно искать пару;
- Вторую часть пары;
- Неправильную коробочку.
И делаете следующее:
- Показываете правильную коробочку - достаёте её с большим количеством эмоций, удивляетесь, что это у вас тут за интересный предмет. Трясёте её - она издаёт какой-то звук и вы удивляетесь ещё больше.
Большинство детей, даже не говорящих, УЖЕ заинтересуются - потому, что вы не лезли к ним с "бла-бла-бла", которое они не понимают, а эмоционально показали им какую-то новую, интересную вещь.
- Показали первую коробочку - поставили её перед ребенком. Он может смотреть её, трогать, изучать, греметь. А вы тем временем достаёте второй правильный коробок - тоже гремите им, показывая, что обе коробочки издают одинаковые звуки. Даёте ребенку с ними немного повозиться.
Немного - это секунд 10-15. Чтобы малыш мог изучить новые игрушки, но при этом не пресытился ими - если затянете время, есть риск, что ему станет неинтересно.
- Достаёте третий (НЕправильный) коробок. Гремите и всем своим видом показываете "Ооо, тут другой звук". Перед ребёнком оказываются уже три коробочки.
- После этого берёте первый правильный коробок, гремите им и кладёте сбоку. Второй правильный, гремите им, киваете головой (2-3 раза) и столько же говорите: "ДА". Когда закончили кивать, говорите: "Правильно" и второй верный коробок кладете к первому.
- Наконец берёте третий, - НЕправильный, - гремите, удивляетесь и говорите, качая головой: "Неееет.". Закончили качать, сказали с удивлением: "Неправильно!" и демонстративно кладете в другую сторону.
Любые задания на сортировку по цветам, звукам, размерам, формам, буквам легко можно проводить именно по этому шаблону: вы не грузите ребенка объяснениями, а идёте через эмоции, интонацию и наглядные пояснения "Правильно/неправильно".
Да, это не прямое развитие речи, но задания такого рода очень здорово развивают внимание, которого таким малышам особенно не хватает. "Побочным эффектом" регулярного выполнения подобных упражнений является то, что ребёнок начинает лучше слышать, понимать, появляется имитация, простые жесты.
Ещё пара советов, чтобы увеличить вероятность успеха:
- Помните: у детей с нарушениями развития, как правило, сильное полевое поведение. Что это такое можно почитать тут:
Если лень читать, то полевое поведение значит, что их буквально штормит от одной вещи к другой. Поэтому с занятиями надо подкатывать в тихой, спокойной комнате без телевизоров, музыки, вентиляторов, животных, ярких вещей и прочего, что может отвлечь ребенка;
- Не стремитесь сразу к целям, типа "сделать все коробочки за раз" - берите 2-3 пары и показывайте. Потом чередуйте с другими заданиями, чтобы не надоедало;
- Развивалки для занятий никогда не лежат в свободном доступе. Прячьте их от ребёнка - так удастся сохранить к ним интерес;
- Помните про регулярность: лучше по 5 минут 3-4 игры каждый день, чем много, но один раз в месяц.
И самое важное - адаптируйтесь! Наблюдайте за ребенком, делайте самостоятельные выводы о том, что ему нравится, а что - нет. Когда он более продуктивен, а когда вы только зря тратите время? Могут ли влиять на занятия физиологические факторы: аллергия, плохо поспал/поел/перевозбудился на прогулке? Если да, то думайте как можно поменять ситуацию и т.д.
Даже профессиональные коррекционщики, которые не первый год в профессии, с каждым новым учеником учатся чему-то новому потому, что диагнозы могут быть одинаковые, но дети-то все разные! Универсальных советов, чтобы подходило прям каждому, не существует. Но наблюдая и приспосабливаясь вы можете добиться очень многого.
Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)