Мошенники – это, безусловно, преступники. Но они зачастую вызывают восхищение, потому что не грабят своих жертв, не бьют их, не лишают жизни. Используя обаяние, актерские таланты, собственный острый ум, мошенники лишают жертв имущества, путем обмана или злоупотребления доверием.
В этой статье расскажу известные истории выдающихся мошенников и авантюристов. Одни искали выгоду. Другие вводили всех в заблуждение ради развлечения. Их всех разоблачили.
Чужое наследство
Начнем с французской деревенской истории.
Однажды в селении Артига случилась пропажа: куда-то подевался местный крестьянин Мартен Гэрр. Поговаривали, что он не вынес обвинений в краже и сбежал. Не потому, что боялся правосудия. Впрочем, наверное, и этого Мартен опасался. Он не мог вынести позора.
Прошли года. Наступил 1556 год. Мартен вернулся в родное селение. У родственников были сомнения, что домой пришел именно их близкий человек. Но мужчину приняли. Он спокойно себе зажил. И даже получил наследство.
Но вскоре стало понятно, что Мартен – это не Мартен, а крестьянин из соседней деревни Арно дю Тиль. Он, очевидно, слышал про Гэрра и решил выдать себя за него.
Разоблачителем стал дядя Мартена, который от проходящих солдат слышал, что его племянник принимал участие в боевых действиях, потерял ногу. Новый же «Мартен» ходил на двух нижних конечностях.
Историк острова Формоза
В 17 и в 18 веках в Англии жил некто Джордж Салманазар, которого следует считать великим авантюристом. Он выдавал себя за:
· странствующего пилигрима;
· японца, принявшего католичество;
· коренного жителя и историка острова Формоза.
Салманазар, очевидно, обладал богатой фантазией. Он придумал про остров всё: язык, традиции, социальные особенности и так далее, и тому подобное. Джордж даже читал лекции в Оксфорде. И их с удовольствием слушали.
Кстати, Салманазар – это вымышленная фамилия. Как звали человека по-настоящему, никто не знает. И реальная биография его неизвестна.
Джорджа часто спрашивали: «Если вы уроженец острова Формоза, то почему же похожи на европейца и имеете светлую кожу?». Салманазар, не краснея, врал: «Я принадлежу к аристократии острова. А знати предписано жить под землей».
Вот такой был авантюрист. Ему верили.
Принцесса Явасу
В 19 веке в Англии появилась еще одна авантюристка, которая выдавала себя за принцессу Карабу с острова Явасу.
Девушка говорила на никому не знакомом языке. Её не понимали англичане. Даже те, которые владели иностранными языками. Принцесса в итоге стала изъясняться жестами и каким-то образом смогла рассказать, что она принцесса, попавшая в затруднительную ситуацию.
Семья бристольцев приютила девушку. Выделила ей комнату, обеспечила всем необходимым.
Разоблачили даму журналисты. Вернее, они напечатали портрет принцессы в газете. И мошенницу опознала одна семья, в которой девушка работала гувернанткой.
Выяснилось, что «принцессу» зовут Мэри Бейкер-Уиллкокс, что она действительно работала гувернанткой и развлекала подопечных детишек тем, что болтала на вымышленном языке. В какой-то момент Мэри решила, что может всех обмануть и обеспечить себе таким образом сытую жизнь.
Великий самозванец
Так прозвали Фердинанда Демару, который обладал очень хорошей памятью и имел талант располагать к себе людей.
Когда началась Корейская война, Демара, не имея медицинского образования, попал на американский эсминец и там служил доктором.
Самое интересное, что Фердинанд не просто числился врачом. Он лечил моряков. Однажды, используя пенициллин, Демара предотвратил эпидемию. Мужчина провел 16 операций, штудируя втихаря учебник. Наверное, операции были не такие уж серьезные. И тем не менее самозванец смог оказать помощь раненым морякам.
Однажды о корабельном докторе написали в газете. Мама настоящего врача, фамилию которого взял самозванец, прочитала заметку и поняла, что кто-то выдает себя за её сына.
Фердинанда выгнали с флота с позором. Но он не бросил заниматься любимым делом – выдавать себя за других людей.
Фердинанд работал строителем, помощником шерифа, начальником тюрьмы, психиатром, адвокатом, был монахом и даже основал колледж, который назвал в честь себя.
Интересно, что учебное заведение существует до сих пор. Оно теперь называется университетом Уолша.
Можно вспомнить еще и журналисту Дороти Лоуренс, которая в 19 лет хотела попасть на фронт Первой мировой войны, а её не пускали ни работником госпитали, ни корреспондентом. И тогда Дороти переоделась в парня. Но это другое. Лоуренс имела благие намерения, поэтому обманывала.