Найти тему
История с Интересом

Поговорим снова о копиях картин. Тициан

Почему и зачем Тициан наделал столько копий на свои картины? Некоторые копии он делал спустя десятки лет. И зачем он изменял некоторые детали на этих копиях. Пробуем разобраться в данной статье.

Тициа́н Вече́ллио (1490 - 1576) — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль (которые творили в тоже время что и Тициан). Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Современные технологии позволяют выставить все произведения автора вместе в удобном виде и сравнить их.  Посмотрим на некоторые работы Тициана:

Тициан. Венера с музыкантом 1548 г.
Тициан. Венера с музыкантом 1548 г.
Тициан. Венера с органистом и амуром 1550 г.
Тициан. Венера с органистом и амуром 1550 г.
Тициан. Венера с музыкантом 1548 г. Фрагмент
Тициан. Венера с музыкантом 1548 г. Фрагмент

А теперь снова две интересные почти одинаковых картин, с одинаковыми девушками с одинаковыми позами, но между написанием картин прошло 30 лет:

Тициан. Слева Кающаяся Мария Магдалина 1565 г. Справа Кающаяся Магдалина 1531-1533 г.
Тициан. Слева Кающаяся Мария Магдалина 1565 г. Справа Кающаяся Магдалина 1531-1533 г.

30 лет между почти одинаковыми картинами. Причем девушки похожи - это не могла быть одна и таже модель - она бы постарела!

Тициан. Слева Портрет молодой женщины в шляпе с пером 1536 г. Справа Красавица 1536 год. По середине Девушка в меху 1535 год
Тициан. Слева Портрет молодой женщины в шляпе с пером 1536 г. Справа Красавица 1536 год. По середине Девушка в меху 1535 год

А тут мы видим портреты одной и той же девушки но с разными названиями картин!

И еще девушки в одежде разных эпох, мне кажется. Кстати, в 17-18 века (1600-е и 1700-е) появилась мода, которая поощряла девушкам показывать свою грудь. И это не считалось зазорным в обществе. Так что на светских картинах 17-18-го века запросто могли оголить грудь даже царские особы. В 19-м веке (в 1800-х) такая мода стала порицаться. Но ведь картины с девушками Тициана 16-го века. Такой моды тогда не было! Может картины более поздние? А та картина на которой девушка полностью прилично одета - вообще картина 1800-х??

Тициан. Даная 1546 год
Тициан. Даная 1546 год
Тициан. Даная 1554 год
Тициан. Даная 1554 год

Картины почти одинаковые, но всё таки разные. Между некоторыми копиями проходили десятки лет. Как будто заказчики приходили к Тициану и говорили: "Ваша картина, которую я видел у своего знакомого, полностью мне нравится. Но, может быть, надо изменить пару деталей? Шапку, например, на Адониса одеть...А всё остальное: позы, собаки, дерево и небо - меня полностью устраивают!"

Тициан. Венера и Адонис. Слева 1560 год. Справа 1553 год
Тициан. Венера и Адонис. Слева 1560 год. Справа 1553 год

В чем смысл таких копий? Которые вроде и похожи и при этом различаются деталями, а иногда и очень большими элементами. Почему Тициан делал копии на своих картины спустя десятки лет? При этом мастерство не менялось, какие то ошибки не устранялись.

Вывод

Брюллов три года делал копию одной картины Рафаэля
Брюллов три года делал копию одной картины Рафаэля

Учитывая, что в 1700-е 180о-е все были помешаны на копиях и наш художник Карл Брюллов три года делал копию Станца Рафаэля, получая за эту копию деньги от государства. А другие ученики Питерской Академии Художеств за копии итальянцев получали профессорские звания, золотые медали и пожизненные пенсии. Об этом скоро будет статья. Либо об этом можно посмотреть видео, про то что копии очень хорошо оплачивались примерно со 2-ой минуты:

Причем вот существуют 2 почти одинаковые картины: оригинал Рафаэля в Ватикане, и копия Брюллова на Рафаэля, которая хранится в Питерской Академии художеств. Никто не говорит, что это нарисовал один и тот же художник. А у Тициана - копии такие разные, с большой разницей в годах создания - почему то считается нарисованы одним и тем же человеком.

При этом точного определения авторства не существовало и в 1700-е 1800-е. Музеи определяли авторство на глаз. Тоже об этом будет статья в этом блоге и есть видео в блоге Интересная история.

В тоже время коллекционеры стремились продать картины из своих коллекций по-дороже и доказывали и убеждали музеи, что предлагают им очень древние картины от самых великих мастеров. А ведь многие мастера не подписывали свои картины, как Джорджоне, к примеру. Из за этого его картину Юдифь несколько раз неправильно приписывали разным художникам. Например сначала считалось, что Юдифь нарисовал Рафаль. И определить авторство не подписанной картины было достаточно сложно.

Джорджоне Юдифь. Картина была не подписана и по началу предписывалась Рафаэлю
Джорджоне Юдифь. Картина была не подписана и по началу предписывалась Рафаэлю

Можно сделать вывод, что может эти копии Тициана - это просто подражания Тициану, другими художниками, которые просто все приписали Тициану. Но это только мое мнение.

#Тициан

#копии

#джорджоне

#юдифь

#даная

#адонис

#магдалина

#картины

#история

#авторство