Кому сколько отведено лет жизни, да еще полноценной жизни, точно знать нельзя. Но в медицине существуют подходы, позволяющие измерять риски осложнений числом. Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями грозят преждевременная смерть, инвалидизация, инфаркты миокарда, инсульты, операции на сердце и сосудах. Однако риск у каждого свой, в зависимости от набора и выраженности тех факторов, которые способны негативно влиять на прогноз.
До последнего времени было в кардиологии и профилактической медицине 4 градации сердечно-сосудистого риска. Низкий, умеренный, высокий и очень высокий. У каждой категории риска - своя судьба, своя вероятность заполучить проблемы в обозримом будущем.
Но вот посмотрите на эту диаграмму: частота смертей в течение первого года после перенесенного инфаркта миокарда - либо с подъемом ST, либо без подъема. В зависимости от того, есть ли при этом у пациента сахарный диабет, вероятность умереть в течение года от сердечно-сосудистых осложнений может отличаться почти в 2 раза! А относить мы их должны были бы к одной и той же градации риска.
Именно поэтому в 2017 году Американская коллегия эндокринологов решила выделить среди категории очень высокого риска дополнительную категорию - "экстремальный риск". Туда были отнесены прежде всего пациенты с сочетанием сахарного диабета 2 типа и любого атеросклеротического сердечно-сосудистого заболевания, а не только ИБС (см. мою недавнюю статью об атеросклерозе https://zen.yandex.ru/media/doctor_zafiraki/bolshinstvo-liudei-umiraet-ot-serdechnososudistyh-boleznei-a-ot-kakih-imenno-6305f642e48e911cdea58b6a?comment-request=1#comment_1296219374 ).
Туда же были отнесены пациенты, которые, несмотря на интенсивную терапию статинами в высокой дозе, все равно заимели инфаркт миокарда или ишемический инсульт в течение ближайших двух лет после первого такого неблагоприятного события.
В России с выявлением этой второй категории пациентов сложно. Почему? Да потому, что подавляющее меньшинство получает эти самые статины в высокой дозе. До последнего времени мне попадались люди, принимающие при ИБС симвастатин в дозе 10 мг (!). Аторвастатин в дозе 10 мг до сих пор очень частое явление. Т.е. если с такими пациентами что и случается, то это вовсе не "экстремальный риск", а просто плохо леченые пациенты.
Зачем нужны эти категории риска? Затем, что интенсивность лечения для каждой градации разная: от фактического отсутствия надобности в медикаментозном лечении у большинства людей низкого риска, до необходимости задействовать все возможные меры лечения при очень высоком и экстремальном риске.
Если вам интересно то, о чем я пишу - прошу поставить лайк и приглашаю подписаться на этот мой дзен-канал, или мой медицинский блог в ВКонтакте https://vk.com/dr.zafiraki и в Телеграм https://t.me/+fpaUxN6czkI4Yjgy