Я, как и многие, переживала вернётся ли коллекция домой. Следила за телетайпом, вот обещания, что вернут, вот застряла на финской границе. И облегчение, когда всё, приехала. Волнение и огорчение. Невозможно представить чувства владельцев нескольких картин, которые так и остались во Франции. Вернутся ли?
Собственно, шла я словно на встречу со старым другом, смотренным-пересмотренным тысячу раз.
Тем не менее, есть что сказать.
Я из тех, кто любит смысловое оформление выставки. Вклад кураторов, как взгляд. Неспроста и сам выставочный зал был выбран ни в традиционных залах Генштаба, ни в самом здании Зимнего. Потому что дом. Важно было показать через призму человека, коллекционера - Щукина - контекст и восприятие, как он видел работы.
Построение выставки анфиладное, с центральным проходом и "закутками", каждый из которых представлял помещение дома Щукина, где были подобраны коллекционером картины того или иного художника. Зал Гогена, Матисса...
Домашнюю обстановку отражает и шпалерная развеска картин на выставке.
В такие моменты очень ярко понимаешь, как работает общее пространство картин и как важно чувствовать цвет, чтобы представлять, какое полотно подойдёт к остальным. Не будет мешать, перетягивать внимание на себя. Создаётся общее картинное пространство. В этом случае мы получаем историю. Очевидно, что не такую простую и логичную, как в комиксах, зато более богатую и глубокую по смыслу.
Это одна из самых сложных задач, кстати. Создать композицию из работ, тем более из работ нескольких художников в одном помещении. Особенно сложно этого достигнуть при Шпалерной развеске.
Минусом, куда ж без этого, можно назвать освещение. Кое-где приходилось искать точку, с которой стекло не будет бликовать. В большинстве случаев это беда. В то же время я понимаю, насколько сложном подобрать освещение, которое бы позволяло увидеть, все работы, находящиеся под лучом.
В какой-то момент я поняла, что меня немного смущает интенсивный цвет стен в "зале" Гогена. Рассматривая и фотографируя работы, я думала о сложностях выбора оформления. Белый куб плох стерильностью, он создаёт, в некоторой степени, безликое, безэмоциональное пространство. Но идея же была показать дом, обстановку. И розовато-кирпичный цвет при всей интенсивности, хорошо контрастирует с жёлтым и золотистым в работах Гогена, а так же с кирпичной кладкой сводов помещения. Сложность задачи еще и в том, чтобы на фоне такого интенсивного фона не пропадали и не превращались в грязь другие цвета. Мне кажется, команде музея это удалось. Остаётся только искренне поблагодарить за такое тщательное оформление и внимательное отношение к деталям.
В целом вот так.
Ну, а про обнаруженные живописные вкусности я расскажу в следующих постах.