Найти в Дзене
Данила Иванченко

Кто важнее: акционеры или клиенты?

Наткнулся на любопытный подход в менеджменте компании – MSV (Maximizing shareholder value). С чего все началось: Леонард Шерман в своих научных трудах упоминает, что происхождение доктрины о максимизации акционерной стоимости связывают с одной из наиболее цитируемых статей всех времен: «Теория фирмы: поведение менеджеров, агентские издержки и структура собственности». В пдф тут.

Среди разделявших взгляды, что на первом месте в иерархии приоритетов должна стоять максимизация прибыли для акционеров, были такие великие управленцы как Роберто Гойзуэта (Cola) и Джек Уэлч (GE). Последний стал открытым сторонником и после вступления в должность генерального директора выступил с заявлением, что главная цель – максимизация прибыли, опережающие темп роста экономики, а задачами для этого являются отказ от неэффективных предприятий и агрессивные сокращения расходов.

Джек Уэлч добился колоссальных результатов на этом посту:

  • Рыночная стоимость GE выросла с $14 млрд до $484 млрд
  • Компания стала самой дорогой в истории
  • 46 из 48 квартальных прогнозов выполнились цели по прибыли
  • В 89% этих кварталов компания исполнила прогнозы на доход до цента
  • В 1999 Fortune признала Уэлча «менеджером века"

«Политика партии» была суровой и решительной. Джек придерживался двух строгих правил:

  1. регулярное увольнение 10% самых слабых менеджеров
  2. бизнес должен быть первым или вторым по занимаемой доле рынка в своей отрасли, в противном случае его нужно продавать

И все-таки несмотря на значительные успехи и спустя 8 лет после ухода его в отставку, Уэлч поменял свое мировоззрение, отказавшись от MSV.

«Судя по всему, акционерная стоимость – самая глупая идея на свете. Акционерная стоимость ­– результат, а не стратегия.»

Что же заставило Великого Менеджера изменить свои взгляды? Не буду расписывать всю ситуацию, но в 1994 году произошел серьезный инцидент, связанный с мошеннической деятельностью одного из трейдеров в подразделении GE Capital, укравший $350 млн. Как связаны эти два события? GE и другие компании, разделяющие философию управления Уэлча приравняли стратегию к финансовым результатам, таким образом сфокусировались на краткосрочной прибыли из-за чего упустили из виду ключевые факторы, влияющие на долгосрочный рост прибыли.

Любопытным для меня фактом оказалось также то, что противники доктрины MSV утверждают, что выкуп собственных акций свидетельствует о неправильном использовании корпоративного капитала, который мог бы быть реинвестирован в рост. Сюда же относят и бесконтрольный процесс раздачи опционов менеджменту.

А собственно, как тогда быть? Инвестиции в НИОКР, масштабирование продуктов и разработки за пределы страны – реальная возможность для страны конкурировать долгосрочно на мировых рынках.

Использование капитала компанией IBM и акционерная стоимость: сравнение изъятия и создания стоимости
Использование капитала компанией IBM и акционерная стоимость: сравнение изъятия и создания стоимости

Посмотрим, что же происходило на рынке, ниже данные по инвестициям в НИОКР среди других высокотехнологических компаний.

  • SAP – 13,6%
  • Microsoft – 13,84%
  • Google – 13,3%
  • Oracle – 13,0%
  • Cisco – 12,2%
  • Amazon – 8,8%
  • IBM – 6,2%
  • HP–2,8%

В итоге рост IBM застопорился, а в период с 2013-2015 доходы снизились на 15%, в следствии чего котировки упали на 30% и это при росте S&P500 на 40%.

Среди критиков и несогласных с доктриной MSV оказался и Джефф Безос, который подчеркнул философию компании еще в первом письме акционерам Amazon:

«Мы продолжим неустанно фокусироваться на своих клиентах. Мы будем продолжать принимать инвестиционные решения исходя из соображений долгосрочного лидерства на рынке, а не в угоду сиюминутной прибыли или краткосрочной реакции Уолл-стрит…».

Безос продолжает придерживаться этим постулатам, а успех данного подхода можно оценить, посмотрев в финансовую отчетность:)

В завершении хочу выделить единственное верное определение предназначение бизнеса, сформулированное Леонардом Шерманом –
создавать и удерживать удовлетворенность клиента с прибылью для компании. К сожалению, что касается российского рынка, я все чаще сталкивался с менеджментом, который в большей степени придерживается взглядов близких к доктрине MSV и по этим примерам видно, что эта модель не конкурентноспособная в долгосрочной перспективе.

Но когда я устраивался первый раз на работу в международное медийное агентство и пришел в офис, я увидел фотографию в рамке, которую запомнил на всю жизнь.

Если верить интернету, цитата принадлежит Генри Форду
Если верить интернету, цитата принадлежит Генри Форду

Не скажу, что эту идеологию как-то продвигали и пытались донести до сотрудников, сделав основной миссией компании.

Больше фраз и кейсов (Alibaba, GM, J&J, IKEA, Starbucks etc), посвященные этой теории и бизнесу в целом можно найти в моем телеграмм-канале.