Есть люди, которые ни с кем не ссорятся. Это поведенческие аналитики, которые владеют технологией прикладного анализа поведения (ПАП).
Они анализируют природу конфликта, понимают, почему и зачем человек действует так, а не иначе, меняют свою реакцию или используют различные тактики и приемы, чтобы этично и корректно снизить интенсивность «нежелательно» поведения. Проще говоря, погасить конфликт. В чем секрет «поведенщиков»? В знании и понимании универсальных механизмов поведения.
Традиционно в нашей стране прикладной анализ поведения связывают с коррекцией нарушений поведения при аутизме. Но это только одна из сфер, где «поведенщики» могут успешно реализовывать себя после обучения.
Кстати, магистратура по прикладному анализу поведения появилась только в этом году и только в Московском институте психоанализа. Почему назрела необходимость в поведенческих аналитиках на рынке и как ПАП помогает учучшить успеваемость у учеников в школе – узнали у Оксаны Минаевой, кандидата биологических наук, дефектолога, поведенческого аналитика, академического руководителя новой магистратуры.
МИП: Расскажите, в каких областях может пригодиться прикладной анализ поведения?
Оксана Минаева: Само название уже говорит о том, что в центре внимания специалистов ПАП именно поведение во всех его проявлениях; социальное, учебное, экологическое, коммуникативное и даже политическое поведение. Это возможно потому, что законы поведения универсальны, о каком бы объекте ни шла речь- младенец, пожилой человек, ученый или ребенок с аутизмом или умственной отсталостью.
Определение этого направления как «прикладного» показывает, что специалист может быть востребован для формирования различных видов навыков: от навыка чтения и письма до навыка сортировки мусора или перехода улицы по пешеходному переходу.
Также популярным направлением сейчас является поведенческий менеджмент, работа с поведением членов коллектива, управленческого персонала, самокоррекция поведения, например, избавление от дурных привычек, работа с пищевым поведением.
Наши первые магистры уже сейчас приступили к проведению исследований в области коррекции нарушений сна и снижения интенсивности нежелательного поведения у детей с аутизмом. Перспективным направлением исследований является обучение навыкам работы с детьми с различными нарушениями в развитии и нарушениями поведения специалистов специального образования.
Также часто технология применяется в образовательном процессе. Зная закономерности поведения, мы можем организовать максимально эффективные условия, в которых учебное поведения было бы возможным даже для тех детей, у которых есть серьёзные отклонения в развитии или какие-то элементарные базовые трудности в обучении.
МИП: Как с помощью ПАП можно повысить успеваемость ученика в школе?
Оксана Минаева: Если мы возьмём такое общее понятие, как успеваемость школьника, оно состоит из массы отдельных навыков: навык чтения, навык письма, навык работы с материалом, навык выполнения физических упражнений и даже навык спокойно сидеть за столом во время уроков. Каждый из этих навыков строится по универсальным законам поведения. Каждому навыку мы учимся поэтапно, постепенно.
Сначала мы анализируем условия в которых поведение должно осуществляться, разрабатываем программу с помощью которой осваиваем базовые компоненты этого навыка. Потом с помощью подсказок, корректирующих действий, создания специальных условий по визуализации окружающей среды мы можем этот навык пошагово улучшать, делая его максимально функциональным.
Главная задача технологии – не сформировать навык, а научить ребёнка учиться. В этом универсальность и ценность ПАП. Мы не просто формируем какие-то отдельные навыки, а учим ребёнка генерализовать эти навыки и использовать их уже без помощи взрослого..
МИП: Если ребёнок, к примеру, не любит писать, не нравится ему, можно ли это изменить с помощью методики ПАП?
Оксана Минаева: Навык письма тяжело даётся современным детям. Навык сложный. Но ПАП позволяет работать с этим достаточно успешно, разбивая навык на много маленьких базовых компонентов и шагов.
Мы не планируем, чтобы ребёнок сделал всё задание целиком. Высокие невыполнимые требования неминуемо приведут к фрустрации и отказу ребенка от сотрудничества со взрослым. Это заставляет взрослых обращаться к наказанию, а ребенка изобретать «защитные» формы поведения, которые помогут ему избежать выполнения заданий – капризы, убегания, агрессия или аутоагрессия, а иногда даже появления признаков, сходных с заболеваниями – температура, боли в животе и другое.
Задача поведенческого аналитика – проанализировать все условия, в которых проводится обучение, изучить поведение ребенка и взрослого, который с ним работает. И на основе этого массива данных создать наилучшие условия для обучения ребенка.
МИП: Чем в таком случае ПАП отличается от классической методики при освоении навыка письма?
Оксана Минаева: Отличие в том, что мы разбиваем навык на много маленьких составляющих и применяем индивидуализированную систему подсказок и поощрений. Мы поощряем каждый шаг, который ведёт ребёнка к улучшенному результату. Используем метод поощрения и метод дозированной подсказки. Это может быть физическая, визуальная подсказка, подсказка положением или вербальная.
Характерной особенностью применение методики ПАП является отсутствие традиционных наказаний или порицаний. Система занятий строится так, что ребенок всегда достигает хотя бы элементов ожидаемого результата с помощью создания педагогом условий, когда ошибка практически невозможна или некритична.
Этот подход называется «безошибочным обучением». Он позволяет всегда найти и подкрепить положительное продвижение ребенка к социальной, коммуникативной, образовательной цели. Если ребёнок написал часть крючка и сделал это правильно, если он не кричал, а попросил о помощи, если он не убежал из-за стола, а попопросил о перерыве, если из десяти попыток сделал одну правильно, мы будем поощрять его за это повеление. Причем поощрять не только оценкой, но и словом, доступом к удовольствиям, наклейками и свободным временем, которое ребенок может использовать по своему усмотрению.
МИП: Назовите 3 популярных метода ПАП, которые могут применять психологи, педагоги и даже родители, чтобы ребёнок учился лучше?
Оксана Минаева: Назову несколько базовых проверенных хорошо работающих техник:
- Техника визуализации окружающей среды
В неё входит визуальное расписание, как обязательное условие структуризации образовательной деятельности. Ребёнок видит, что он делает сейчас, что будет делать потом, какое поощрение получит. Даётся возможность выбора задания из двух равноценных. Мы структурируем образовательный процесс, при этом не лишаем ребёнка выбора.
- Шейпинг или поэтапное формирование действий
Когда мы разбиваем один сложный навык на много маленьких. После выполнения каждого из этапов мы поощряем ребёнка – в зависимости от сложности и тех усилий, которые он приложил. Если задание сложное – поощрение весомее.
- Технология подсказок
В отечественной педагогике подсказки считаются негативным явлением. Но, когда мы это явление ставим на научную основу, то подсказки позволяют нам осуществлять то самое безошибочное обучение. Подсказка может быть физической, визуальной, позиционная (когда предмет чуть ближе), взглядом, жестом и др.. Ребёнок при этом всегда успешен. И у него нет шансов не справиться с заданием.
МИП: На какой возраст рассчитана методика? На первоклашек или на старшеклассников?
Оксана Минаева: Благодарна за вопрос, потому что часто есть ощущение, что ПАП – это система сопровождения школьников. Это абсолютно не так. Законы поведения универсальны. И, если мы их знаем, можем применять методику ПАП с младенческого возраста (и особенно у детей с нарушением развития в раннем младенческом возрасте) и до глубокой старости. Существуют направления ПАП, которые ориентированы на людей с деменцией, болезнью Альцгеймера – вплоть до каких-то особых форм нарушений поведения: при психических расстройствах, при нарушениях пищевого поведения.
МИП: Как быстро виден результат после работы с ПАП?
Оксана Минаева: Это тоже важно. Мы никогда, работая с задачей, не ставим тех целей, которые недостижимы на этом этапе развития или неизмеримы. Мы не говорим, что ребёнок станет веселее, нежнее, активнее. Цели всегда ставятся очень чётко. Например, если мы возьмём такую категорию, как дружелюбность – хотелось, чтобы ребёнок среди сверстников чувствовал себя хорошо. Как измерить эту категорию?
Например, проанализировать количество ситуаций, когда ребёнок подошёл к своим сверстников, или количество времени, когда он играл с ними. Количество эпизодов агрессий, которые он проявлял. И, если мы видим, что количество эпизодов агрессии снизилось с 10 до 2, или количество и время конструктивного взаимодействия увеличилось, то понимаем, что результат есть.
Трудно говорить о времени, которое потребуется для достижения запланированного результата, но бесспорно, у хорошо подготовленного поведенческого аналитика результат будет виден в векторе, в динамике или в тренде развития.
МИП: Почему нужно идти в магистратуру «Прикладной анализ поведения» в МИП? Чем ценно обучение?
Оксана Минаева: Это уникальная магистерская программа – она первая и единственная по ПАП в России. Впервые в России именно в Московском институте психоанализа в систему магистерской подготовки введён «Прикладной анализ поведения». Это не просто тренд или веяние моды, а острая необходимость, потому что ПАП активно шагает по стране больше 10 лет, но подготовка уровня магистров пока ещё не осуществлялась. А потребность в поведенческих аналитиках в образовательных организациях, в организациях социальной защиты, в здравоохранении высокая.
Мы собрали в преподавательском составе ведущих специалистов в области прикладного анализа и смежных наук из России и других стран. Получили мощную поддержку профессионального сообщества в области ПАП и помощи детям в отклонении в развитии в том числе с аутизмом.
Ещё важный момент. В нашей магистратуре мы готовим не терапистов, не тьюторов, как таковых, а специалистов более высокого уровня – тех, которые могут организовать процесс внедрение ПАП в организации, системе образования, семейном сопровождении. И вторая задача – подготовить учёных, которые будут проводит исследования в русле ПАП, которые в нашей стране ещё, по сути, не осуществляются.
В программе магистратуры – полная базовая программа ПАП, а также масса дисциплин смежного медико-биологического, психологического цикла, которые позволяют применять метод максимально этично и безопасно, особенно для детей и взрослых с нарушением развития.
У наших магистров сегодня есть реальный шанс стать основой системы внедрения и расширения спектра применения прикладного анализа поведения в образовании, медицине, социальной сфере и науке в России.
Потребность в таких специалистах настолько высока, что любой магистрант программы гарантированно будет востребован уже даже на этапе обучения.
Оставляйте заявку на обучение на магистерской программе «Прикладной анализ поведения» по ссылке