Рынок больше не может породить ничего, кроме кризиса
Основой капитализма является рынок.
Когда-то, во времена Адама Смита, рыночная экономика отлично работала, стимулировала развитие производства и технологий.
Ныне производство и технология развились настолько, что рыночная регуляция порождает только кризисы.
Производство способно обеспечить все потребности, но система организована неразумно.
Рынок не позволяет потребителям все это купить, а производители не могут все это продать. Потребители остаются в нищете, а производители не покрывают продажами расходов на производство, терпят убытки и разоряются.
Вот в чем причина экономического кризиса.
Рынок заставляет всех производить ненужное и лихорадочно впаривать ненужное друг другу. Ненужная конкуренция, ненужная работа, ненужные продукты.
Усиливающаяся конкуренция заставляет работать больше, экономить на всем - а это значит, на рабочих местах, на мероприятиях по безопасности труда, на охране окружающей среды.
В результате - отсутствие свободного времени, варварское расхищение природных ресурсов, всеобщая бедность, войны. А на уделение внимания важнейшим проблемам: медицинским, экологическим - не хватает ни времени, ни денег.
И проблемы все более усугубляются.
И что же дальше?
Капитализм не способен с этим справиться, потому что рынок, товарно-денежные отношения - это сама основа капитализма. Поэтому кризис неминуемо добьет капитализм. А новая общественно-экономическая формация будет нерыночной и безденежной.
Капитализм еще спасают перманентно случающиеся технологические революции. В результате появляется спрос на то новое, что они с собой несут, а значит, появляются ниши для новых производителей.
Но технологические революции случаются все чаще, а кризис все усугубляются.
Так было не всегда. Долгое время капитализм был эффективным стимулом развития производства. Сейчас рыночная экономика превратилась в его оковы. Это удивительно и непривычно для нас, но деньги устарели как регулятор производства.
Кризис неминуемо добьет капитализм.
Есть ли альтернатива?
При коммунизме регулятором производства служит план, а не рынок.
Деньги устарели как регулятор производства и ничего, кроме кризиса, породить не могут. План исключает деньги как регулятор производства. Уже в СССР деньги были лишь средством учета. Но компьютерный учет позволяет исключить деньги и в качестве средства учета. Исключить деньги вообще.
Как сказал современный автор Сергей Метик:
зачем заводу деньги? Разве что в заводской курилке стены обклеить.
Как коммунизм решает экономические проблемы, перед которыим пасует капитализм.
Все производится по плану. В плане учтены все потребности и все ресурсы.
Если на вот эти потребности есть ресурсы - то будут произведены продукты, которые эти потребности удовлетворяют.
А на вот эти потребности ресурсов уже не хватает - что тогда? Ну, на нет и суда нет. Тут капитализм точно так же бессилен.
Но поскольку все производится по плану, то удовлетворяются прежде всего самые важные потребности, а не платежеспособный спрос. Например, вариант, что в стране не хватает сердечных капель для нищих больных, потому что все бросились производить золотые унитазы для готовых за них платить богатеев - типичен для капитализма с его рынком и невозможен в плановом хозяйстве коммунизма.
Ресурсы - это и сырье, и работа, и люди. Сколько нужно сырья и деталей для производства каждого продукта? Сколько нужно электроэнергии и времени? Это известно! В инженерной документации все это есть.
Производители в плановом хозяйстве не сталкиваются с проблемами, которые настолько привычны нам, что кажутся вечными и неизбежными.
Не надо расширять производство, завоевывать новые рынки сбыта, нет опасности, что превзойдут конкуренты, не надо заботиться о рекламных акциях, ценовой политике, искать более выгодных поставщиков сырья и оборудования.
Не надо производить как можно больше - нужно произвести столько, сколько запланировано. Скорее всего это меньше, чем сколько производят при рынке. Не надо производить как можно быстрее - в плане время рассчитано исходя из физиологических норм на среднестатистического человека: поспешишь - людей насмешишь. Не надо пытаться сэкономить на качестве продукции, разбавлять водой, экономить на дорогостоящих операциях полировки и покрытиях - качество продукции это ухудшит, а прибыли не принесет. Тем более не надо экономить на мероприятиях по обеспечению безопасности труда. Это может привести к жертвам, а прибыли не принесет - в безденежной экономике нет понятия "прибыль".
Не надо заботиться о рекламе, не надо анализировать конъюнктуру рынка, выдумывать что-то новое, чтоб отличаться от конкурентов, не надо придумывать и проводить всякие акции для привлечения покупателей.
Надо просто выполнить план. Произвели-отгрузили-забыли.
Итого: все люди работают без напряга, хозяйство функционирует без кризисов, но ... все потребности планомерно удовлетворяются.
Лучше, чем сейчас, когда люди работают при полном напряжении сил, как будто идет война или случилось стихийное бедствие.
Безденежное хозяйство и распределение для граждан
В коммунистической безденежной системе производства и распределения граждане будут иметь все доступные материальные блага - без кредитного рабства. Бедность навсегда остается в варварском прошлом.
Экономика должна быть экономной
При этом нет необходимости в варварском расхищении природных ресурсов. Вместо этого - бережное их использование в соответствии с технологиями, прописанными в плане. Недаром группа "Проект "Венера"" под руководством Жака Фреско свой проект безденежной экономики характеризует как "ресурсо-ориентированную" экономику.
Вообще получается парадокс: коммунизм с его распределением по потребностям экономнее капитализма с его распределением по деньгам и с всеобщей бедностью.
Ресурсы расходуются меньше, а бедности нет. И кризисов нет. Вот это есть экономическая эффективность.
Или, как сказал Маркс,
«С общественной точки зрения, производительность труда возрастает также с его экономией. Последняя включает в себя не только экономию средств производства, но и устранение всякого бесполезного труда. Хотя капиталистический способ производства принуждает к экономии в каждом отдельном предприятии, тем не менее его анархическая система конкуренции вызывает безмерное расточение общественных средств производства и рабочих сил, а также множество функций, в настоящее время неизбежных, но по существу дела излишних» («Капитал», т. 1, Гл. 15).