Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Интенсивное воспитание не помогает вырастить успешного ребенка. Ученые призывают родителей расслабиться

Современные родители, которые хотят дать своим детям все преимущества, какие только в их силах, все больше и больше тратят времени и денег на детей: всевозможные кружки, секции, репетиторы, курсы... Но наука говорит, что такое неутомимое и целеустремленное воспитание вовсе не гарантия, что у детей все получится в будущем. Лучшее, что могут сделать родители – расслабиться, уменьшить свою гиперактивность и найти баланс между воспитанием детей и личной жизнью.

Иллюстрация Тары Ананд
Иллюстрация Тары Ананд

Именно в нашем поколении появились такие термины как «вертолетное» и «снегоочистительное» воспитание. Оба они про гиперопеку. Родители-вертолеты постоянно рядом со своим ребёнком, всегда наблюдают за ним, пытаясь уберечь и решить все проблемы. А родители-снегоочистители берут на себя еще и устранение проблем и препятствий на пути ребенка вместо того, чтобы научить преодолевать их самостоятельно. Разницу этих типов родителей можно проиллюстрировать на примере домашних заданий: «вертолеты» следят, чтобы ребенок сидел, делал и не отлынивал, а «снегоочистители» буквально делают домашние задание за ребенка.

И те, и другие одинаково тревожатся за будущее своих детей, и хотят, чтобы их ребенок уже с младенческого возраста получал преимущества перед другими детьми, часто именно эти типы родителей применяют в воспитании все методики раннего развития, чтобы подтолкнуть ребенка к раннему достижению вех развития, которые другие дети достигают естественным образом каждый в свое время.

Но раннее достижение этих вех особенного влияния на конкурентные преимущества ребенка не оказывают. Кроме того, форсирующее раннее развитие может быть вредным, как считает доктор философии Сьюзен Вудхаус. Она занимается помимо прочего изучением родительского поведения.

«Мы пытались понять, какие действия родителей действительно важны для того, чтобы между ними и детьми к 12 месяцам образовалась действительно крепкая привязанность. Наши данные показали, что если хотя бы в половине случаев, когда ребенок действительно нуждается в вас и плачет, вы отзываетесь и берете его на руки, ребенок будет надежно привязан».

Вудхаус говорит, что «надежная база», которую формируют родители своей отзывчивостью, имеет гораздо большее значение, чем раннее развитие. Для обеспечения такой базы родителям не нужно реагировать на сигналы своего ребенка в 100% случаев или даже в 80% или 70% случаев. Им просто нужно правильно реагировать в 50% случаев, обеспечивая «достаточно хорошее» воспитание, если перефразировать психолога Дональда Винникота.

Преимуществом "достаточно хорошего" воспитания является то, что позволяет родителям не испытывать тот высокий уровень стресса, который сегодня сопровождает воспитание детей. Родители в этом случае более расслаблены, ведут себя более естественно, не стремятся к планке «идеальной матери» или «идеального отца». Это напрямую сказывается на качестве общения и с самим ребенком.

Вудхаус отмечает следующий важный момент: смысл надежной привязанности заключается в том, что, когда младенцам нужен опекун, опекун есть, но в остальное время детям позволено самим узнать, как устроен мир. Пусть ребенок максимально самостоятельно исследует мир вокруг, включает свою исследовательскую систему, преодолевает препятствия и трудности. Не надо бежать к нему по каждому писку, особенно если вы видите, что он в безопасности. Как только вы стараетесь решить за него его проблемы в песочнице или на обычной прогулке, исследовательская система отключается, а это может привести в будущем и к неуверенности, и к снижению мотивации познания, к нетерпеливости в достижении результатов.

-2

Еще одно неприятное открытие, связанное с ранним развитием, сделали ученые еще в 2012 году: они обнаружили, что риск тревожных расстройств у детей школьного возраста может быть связан с материнской тревожностью или чрезмерным участием матери в их опеке. Исследователи обнаружили, что дети с большей вероятностью испытывали диагностируемую тревогу, если матери положительно отвечали в анкетах на такие вопросы как: «Я решаю, с кем будет играть мой ребенок», «Я одеваю своего ребенка, даже если он может сделать это в одиночку».

Более поздние исследования показывают, что чрезмерная забота родителей продолжает влиять на детей, даже когда они заканчивают среднюю школу и поступают в колледж. Это время, когда традиционно дети отделялись от родителей и обретали некое подобие автономии. А многие родители продолжают участвовать в жизни детей, даже когда те поступают в высшие учебные заведения.

Еще поколение назад такой вовлеченности родителей в жизнь детей не было ни в одной стране мира. Ну если только за редким исключением или в случаях реального кризиса, когда ребенок просил помощи. Сейчас же это просто другой уровень участия. Родители доходят до того, что отправляют электронные письма или звонят преподавателям, чтобы решить проблемы детей. Не у каждого студента, конечно, такие родители, но их стало заметно много.

Интенсивное воспитание действительно вызывает у родителей стресс. Исследования показывают, что детям невыгодно делать все за себя, если есть кто-то, кто подстрахует. Поэтому дети не становятся самостоятельными, и это коррелирует с более высоким уровнем депрессии и тревоги среди старшеклассников и студентов.

Когда родители берут на себя бремя — социальное или образовательное — с плеч своих детей и перекладывают на свои собственные, их дети не учатся важнейшим навыкам преодоления трудностей и организационным навыкам, необходимым для того, чтобы стать функциональными взрослыми.

-3

Самоопределение ребенка — способность принимать решения за себя, чувство автономии от родителей. Ребенок, у которого есть сильное чувство самоопределения, как правило, чаще испытывает благополучие и счастье. Ученые все чаще приходят к выводу, что вертолетное воспитание влияет на самоопределение ребенка. И даже очень.

Однако, ученые делают оговорку, что связь между вертолетным воспитанием и ухудшением самочувствия детей является корреляционной, а не причинно-следственной. Например, некоторые исследования показали, что есть дети, которых не беспокоит интенсивное воспитание, а даже наоборот — участие родителей способствует получению различного рода опыта и успехов.

Но родители все-таки не машины. В обществе почему-то сформировался нездоровый тренд на интенсивное воспитание, и те родители, которые его не придерживаются, всячески порицаются, мол, недостаточно идеальные родители, не полностью жертвуют собой, находят время думать о себе, эгоисты... Но воспитание, причиняющее родителям боль, не несет ничего хорошего для развития ребенка, даже если такое воспитание стало нормой.

Ольга Иванова