В современном мире сотовый телефон-не просто средство связи, а целая кладезь полезной информации. Ведь не зря мы боимся потерять свой мобильный, ведь, там хранится доступ к банковским счетам, личным видео и фотографиям, а так же персональным данным (например, доступ к приложению "Госуслуги).
Статья 23 Конституции РФ гласит, что "каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения".
И вроде бы, вот он ответ на вопрос на поверхности: если владелец согласен, то следователь может осматривать мобильный телефон, а если нет, то нужно судебное решение.
Но Конституционный суд так не считает
При проведении такого следственного действия, как осмотр предмета (сотового телефона) с целью получения информации, которая имеет значение для уголовного дела не нужно получать судебное решение.
Конституционный суд считает, что согласно Уголовно-процессуального Кодекса РФ осмотр предмета (в рамках нашего вопроса-мобильного телефона) производится для обнаружения следов преступления, и получения иной информации, имеющей значение для уголовного дела.
То есть, при изъятии мобильных телефонов изучается вся информация, которая в нем находится, но подвергается огласке лишь та, которая имеет значения для уголовного дела. Личные переписки, фотографии, видео остаются в тайне. И должностное лицо (следователь) не вправе их разглашать.
Поэтому согласно определению Конституционного суда № 189-О/2018 указано, что суды апелляционных инстанций отказали в ходатайстве о признании недопустимыми доказательствами протоколы осмотра предметов (мобильных телефонов) из-за отсутствия судебного решения ( в то время как владелец был не согласен с проведением осмотра).