Вопросы трудоустройства молодежи, выпускников высших учебных заведений всегда были актуальны и в настоящее время приобрели новые специфические характеристики в контексте цифровизации всех сфер жизнедеятельности общества, изменений в системе образования и структуре экономики. В разные периоды ключевыми субъектами социальной ответственности в решении задачи трудоустройства молодых специалистов выступали государство – в лице профильных министерств, региональных и местных органов власти – образовательные организации профессионального образования или сами выпускники. В последние годы наблюдается процесс не просто перераспределения ролей или закрепления за кем-то ведущей позиции в решении вопроса о содействии профессиональному самоопределению и началу трудовой деятельности молодежи, но выстраивание многофакторной измеримой модели, имеющей нормативное обоснование и регламенты.
Безусловно, что местом локализации ресурсов взращивания молодых специалистов является высшее учебное заведение, образовательные программы которого и даже просветительская и социально-воспитательная работа постепенно начинают ориентироваться на задачу информирования и вовлечения студентов в поле карьерных возможностей. От 5 до 15% читаемых курсов на программах бакалавриата ведут преподаватели-практики (представители предприятий города, региона, государственные и муниципальные служащие). Систематичность круглых столов, встреч, экскурсий, в том числе совместных проектов студентов и представителей реального сектора экономики заявляется и регистрируется всеми высшими учебными заведениями страны как неотъемлемая часть учебного процесса и содержания образовательной программы.
Показатель трудоустройства, ключевой в период мониторинга высших учебных заведений Министерством образования России, закрепил за вузом генеральную ответственность во всей цепи «усвоение профессиональных компетенций – выбор ориентира будущей карьеры – трудоустройство». Каждый вуз в принципе всегда стремился дать своим обучающимся хорошую базу для дальнейшего профессионального роста и развития, успешного трудоустройства. Сейчас этот принцип становится уже ключевым признаком его эффективности и успешности. Это подтверждается не только на национальном, но и на глобальном образовательном рынке, что демонстрирует практика университетов мира и соответствующие международные индексы.
Так, британский журнал Times Higher Education в 2021 году опубликовал 11 выпуск ежегодного рейтинга университетов по трудоустройству выпускников, сформированный консалтинговой компанией в области высшего образования Emerging по результатам опроса рекрутеров. В рейтинге представлены 250 университетов мира, из которых три – российские. По числу университетов лидируют США – 54 вуза, Германия – 18 вузов, Франция – 17, Великобритания – 15 и Китай – 11 вузов. В топ 10 вошли 6 университетов США, 2 британских, а также университеты Японии и Сингапура. Их выпускники, по мнению экспертов, обладают наибольшими возможностями трудоустройства. Россию в рейтинге представляют МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана и МФТИ. Для нас зарубежный, более пролонгированный, опыт важен и интересен в части изучения и заимствования наиболее подходящих для российской системы образования кейсов.
Данные статистики и исследователи солидарны в том, что в налаживании контактов между работодателем и вузом необходимо обратить внимание на насущную и, к сожалению, распространенную проблему: трудоустройство выпускников не по специальности. По данным выборочного исследования Росстата, проведенного в 2019 году, 31% (634,5 тыс.) студентов, окончивших вузы в 2016–2018 годах, не работают по специальности. Среди выпускников колледжа таковых практически половина – 43% (389,3 тыс. чел.), а среди окончивших профессиональное училище – ровно половина (224,6 тыс. чел.).
Какие факторы влияют на это?
Во-первых, отсутствие тесного контакта между вузом и работодателем, ведущее к непониманию выпускниками ситуации на рынке труда, возможностей своей профессии, неумении адаптировать полученные знания на практике. Как показывает практика, молодые люди в принципе болезненно переносят любые изменения в их жизни, тем более такие кардинальные, как завершение вуза и начало трудовой карьеры. И если в период учебы студенты недостаточны были вовлечены в профориентационные связи вуза, то навык выстраивания связей между теорией и практикой у них слабо развит.
Во-вторых, это неурегулированное соотношение между запросом бизнеса на определенные категории квалифицированных специалистов и образовательными программами вуза. В целом, существенным образом корректирует показатели трудоустройства и миграцию выпускников социально-экономическая ситуация того или иного региона.
Также в последнее время горячие дискуссии вызывает безапелляционная ориентация на получение высшего образования как фактора успешной высокооплачиваемой работы и стабильной востребованности претендента на рынке труда.
Какой уровень образования или траектория обучения способны внести наибольший вклад в результаты рынка труда с точки зрения занятости и заработной платы в ХХI веке?
Теория человеческого капитала в течение нескольких десятилетий была сосредоточена на высшем образовании, и многие экономисты считали, что инвестиции в высшее образование могут повысить благосостояние в будущем в результате повышение квалификации и знаний работников. Но в настоящее время повсеместно малый и средний бизнес все чаще страдает от нехватки рабочих рук. Выпускники учреждений среднего профессионального образования будут иметь больше шансов получить надежную и стабильную работу в долгосрочной перспективе. Это не девальвирует систему высшего образования, наоборот, возвращает ее в прежнее русло избранности и первоочередной ценности ее ресурсов и предлагаемых знаний, умений и навыков. Высшее образование не может быть сосредоточием утилитарных устремлений подавляющего большинства, уровень интеллектуальных возможностей которого зачастую не соответствует высокой планке университетского образования.
В контексте обсуждаемой в настоящей работе проблемы активно начинают внедряться информационно-коммуникационные технологии. Например, интерактивный портал службы занятости населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края предлагает выпускникам вузов региона помощь в поиске необходимых вакансий (в других регионах РФ проводятся аналогичные мероприятия). Это абсолютно логичное и верное решение государства – быть включенным в процесс профессиональной ориентации и трудоустройства молодого поколения россиян.
Республика Крым предложила обособленную информационную систему трудоустройства выпускников на территории региона, которая позволит работодателю сократить затраты времени и денег на поиск нового квалифицированного в соответствующей сфере работника, а выпускникам вузов – на поиск достойной и желаемой работы.
Есть независимые интернет-порталы, выполняющие связующую функцию между соискателем и работодателем. Например, HeadHunter, один из самых крупных сайтов по поиску работы и сотрудников в мире (по данным рейтинга Similarweb), является в настоящее время активно действующим и понятным молодому поколению инструментом в поиске работы. Портал также представляет различные аналитические данные, в том числе молодежного рынка труда, используемые как исследователями, так и потребителями услуги портала в целях оценки рынка труда и своих перспектив. По сравнению с 1 полугодием 2020 года количество вакансий, подходящих соискателям без опыта, увеличилось на 138%, а доля резюме выросла на 25%. Данные обнадеживают, дают молодым людям шанс на более широкие перспективы трудоустройства и развития карьеры.
Резюмируя, отметим, что в настоящее время вузы являются основным связующим звеном между студентом и работодателем. В их структурах начинают создаваться подразделения, не только отвечающие за сбор статистической информации о дальнейшем профессиональном пути выпускников, но и берущие на себя основной массив деятельности по оказанию реальной помощи в трудоустройстве молодым людям. Это могут быть центры содействия занятости, студенческие кадровые агентства, аффилированные с сайтом вуза, его страницами в социальных сетях.
Благодаря интенсификации заинтересованности вуза в практической ориентированности процесса обучения стажировки и практики студентов претерпевают трансформацию, отходя от формализма, становясь по-настоящему работающими механизмами временной интеграции студента в производство. Но, как было сказано выше, учебное заведение не будет иметь успеха в этой деятельности без поддержки государства и заинтересованности бизнеса, без межсубъектного диалога, соответствия целям, интересам и мотивам каждой из сторон.
Ведехин А.Ю. Трудоустройство молодых специалистов: актуальные проблемы и перспективы. Труд и социальные отношения. 2022.
Том 33. № 1. С. 40345. DOI: 10.20410/2073378153202233331340345