Найти в Дзене

Картины известных художников в кино - киноэксфарса

Оглавление

Все мы смотрим фильмы. А вы когда-нибудь случайно замечали знакомую вам картину в кадре? Этот прием - отсылка - называется "экфраса".

сверху: кадр из фильма "Кабаре" (Боб Фосс, 1972); снизу: "Портрет журналистки Сильвии фон Харден" (Отто Дикс, 1926)
сверху: кадр из фильма "Кабаре" (Боб Фосс, 1972); снизу: "Портрет журналистки Сильвии фон Харден" (Отто Дикс, 1926)

Разные виды искусства иногда "цитируют" друг друга. В широком смысле так называют вообще любую «кроссвидовую» цитату в искусстве: описание картины, скульптуры, архитектурного сооружения; фразу из классической музыкальной пьесы в саундтреке к фильму; фрагмент известного танца в уличном перформансе и т.д. Для чего же нужна экфраса? Обычно она придаёт произведению глубину, создаёт определённую атмосферу, в некоторых случаях помогает лучше понять сюжет или мысль.

Экфарсу в кино начали использовать ещё около 100 лет назад. Есть режиссеры, которые сделали экфрасу чертой своего стиля. Например, это Терри Гиллам, Питер Гринуэй, Ларс фон Триер. Сейчас этот прием мы можем встретить в некоторых голливудских фильмах. Он даже есть у ненавидевшего экфрасу  Андрея Тарковского.

Бывает, что картины просто показывают в сценах, но бывает, что режиссер, выстраивая отдельные кадры, берет за основу композицию известного полотна, о чем зритель может об этом и не догадаться. Иногда перед нашими глазами предстаёт «ожившая» картина. Эта традиция восходит к популярному в прошлом жанру табло виван: актёры изображали известные картины и скульптуры.

Появилась экфраса еще в немецком киноэкспрессионизме. Так, например, если посмотреть на кадр с Вавилонской башней из фильма «Метрополис» Фрица Ланга, то сразу же можно вспомнить Питера Брейгеля Старшего.

Из советских режиссеров нужно поговорить об Андрее Тарковском. О нём я уже упоминала выше: он славился использованием этого трюка, но не любил экфрасу и считал её низким приёмом. Когда Тарковский снимал «Солярис», то намеренно пытался создать что-нибудь полностью противоположное «Космической одисее» Кубрика. В этом же фильме крупным планом Тарковский снимает репродукцию картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Для героини, находящейся  на космическом корабле, она становится образом уютного «планетарного Дома». Помимо этого, в  фильме есть и другие работы того же художника из цикла «Времена года». И их появление в кадре, конечно же, не случайно: на картинах Брейгеля человек кажется совершенно отчужденным от окружающей его природы. Ощущения и чувства, которые вызывает эта картина, эмоционально рифмуются с образом человека на фоне бесконечной глубины космоса.

кадр из фильма Тарковского "Иваново детство"
кадр из фильма Тарковского "Иваново детство"

В фильме «Иваново детство» мальчик рассматривает альбом гравюр Альбрехта Дюрера. Они будто отражают чувства героев и атмосферу фильма.

Да, вот такое вот противоречивое отношение к экфрасе.

Современный кинематограф и экфраса

Современные режиссёры тоже используют экфрасу.

У Питера Гринуэя – известного британского режиссёра - чуть ли не в каждом фильме в лучших традициях табло виван воссоздаются знаменитые полотна Вермеера, «Ночной дозор» Рембрандта и многие другие картины.

«Девушка с жемчужной сережкой» (2003)

Очень известный фильм режиссера Питера Уэббера «Девушка с жемчужной сережкой» (2003), который так полюбился российским зрителям. Картина снята по роману Трейси Шевалье. В нём писательница предлагает свою версию создания знаменитого полотна нидерландского художника Яна Вермеера с аналогичным названием.

Ян Вермеер картина "Девушка с жемчужной серёжкой"
Ян Вермеер картина "Девушка с жемчужной серёжкой"

Эта картина написана около 1665 года. Сейчас она хранится в музее Маурицхейс и ее очень часто называют северной или голландской Моной Лизой. Портрет «Девушки с жемчужной серёжкой» интригует зрителя своей необычностью. Художник стремился запечатлеть девушку в движении: она как бы поворачивается к нам, устремляя свой необыкновенный взгляд на зрителя. Вермеер акцентирует внимание на сережке девушки (что также понятно по названию). Блеск сережки отражается в глазах девушки, на ее губах. Платье девушки желтого цвета, а воротничок белоснежный, что подчеркивает контраст изображенного. На её голове синий «тюрбан», что создаёт контраст. Картину относят к жанру, называемому в Голландии XVII века «tronie». Особенностью его является то, что не изображают полноценный портрет, а только голову человека, также важной характеристикой является необычность одежды, загадочность лица. Для этого жанра очень важно, чтобы зритель задумался о мыслях и чувствах .

«Код да Винчи» (2006)

кадр из фильма Рона Ховарда «Код да Винчи»
кадр из фильма Рона Ховарда «Код да Винчи»

Я думаю очень многие читали книгу Дэна Брауна «Код да Винчи». Режиссер Рон Ховард снял фильм по этому замечательному бестселлеру в 2006 году, в котором тоже применил эксфарсу.

Для тех, кто не знает сюжет: Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс) - профессор по символике Гарвардского университета, должен распутать дело об убийстве куратора Лувра Жака Соньера. Тело Соньера было найдено в Лувре обнаженным и расположенным так же, как на знаменитом рисунке Леонардо да Винчи «Витрувианский человек». Зашифрованная на теле Соньера надпись указывает на то, что разгадку надо искать в работах Леонардо да Винчи. В Лувре Ленгдон встречает Софию Неве (Одри Тоту) – внучку Соньера. И им предстоит вдвоем разгадать тайну святого Грааля.

В фильме показаны три картины и они являются «ключами» к разгадкам. (Я приведу только 3).

Номер 1. Леонардо да Винчи – «Мадонна в скалах» (1483-1486).

Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах»
Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах»

На этой картине изображена стоящая на коленях Дева Мария. Она покровительственно кладёт ​ руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Нежная сцена контрастирует с фоном картины: на нём изображены суровые скалы.

В книге Дэна Брауна своя трактовка шедевра – ангел поддерживает Иоанна, а Мария обнимает Иисуса, поклоняющегося Иоанну Крестителю.

Номер 2. Леонардо да Винчи – загадочная и прекрасная «Мона Лиза», или «Джоконда» (1503-1519).

кадр из фильма Рона Ховарда «Код да Винчи»
кадр из фильма Рона Ховарда «Код да Винчи»

Эта картина окутана пеленой загадочности и неизвестности. Версий кто на ней изображён - множество, но очевидно, что секрет Моны Лизы, сводящей зрителей с ума вот уже несколько сотен лет не открыт, в отличие от «кода да Винчи» в кинокартине.

Именно на ней были важные знаки, которые указывали на загадки.

Номер 3. Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря» (1495-1498).

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря»

Фреска изображает сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Официально считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его, и реакция каждого из присутствующих.

В фильме «Код да Винчи» опять же даётся своя трактовка фрески. Герои предполагают, что слева от Иисуса изображена Мария Магдалина.

Фильм «Лучшее предложение» (2013) режиссера Джузеппе Торнаторе

кадр из фильма Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение»
кадр из фильма Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение»

Это - авантюрный саспенс-триллер с увлекательным сюжетом о том «как обмануть обманщика». ​Вергилий Олдман — управляющий директор ведущего аукционного дома. Время от времени со своим партнёром Билли на глазах у всего мира он проворачивает хитроумные аферы, ловко манипулируя и вводя в заблуждение как продавцов, так и покупателей. В секретном зале своей виллы он собрал сотни бесценных картин из разных эпох. Однажды таинственная женщина, скрывающая свою личность, просит его продать антиквариат её семьи. Среди многочисленных произведений искусства раз за разом Олдман обнаруживает частицы давно утерянного механизма. В своё время поговаривали, что для того, чтобы его оживить, создатели прибегали к помощи высших сил… Складывая, как пазл, найденные детали, вместе со своим гениальным другом Робертом они пытаются разгадать этот секрет...

кадр из фильма Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение»
кадр из фильма Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение»

В фильме присутствует огромное количество шедевров. Квартира похожа на настоящую галерею: Мы можем увидеть «Рождение Венеры» (1879) Уильяма-Адольфа Бугро, Красавицу (1536) Тициана, «Портрет Элеоноры Толедской» (1560) и «Портрет Лукреции Панчатики» (1541) Аньоло Бронзино. Также «Цыганку» Бокаччо Бокаччино, «Портрет девушки с книгой стихов Петрарки» (ок. 1528) Андреа дель Сарто, «Портрет Бьянки Капелло» (ок. 1572) Алессандро Аллори, «Портрет Элисбет Тухер» (1499) Альбрехта Дюрера и многие-многие другие.

«Портрет молодой девушки» Петруса Кристуса
«Портрет молодой девушки» Петруса Кристуса

Помимо этого в фильме показывают процесс восстановления картины ​ «Портрет молодой девушки» нидерландского художника Петруса Кристуса. Удивительно, но только в XX веке этот великолепный портрет был признан шедевром, и о нем заговорили как о «жемчуге на черном бархате» и начали вспоминать Вермеера.

Вот так вот и получается, что с помощью киноэксфрасы режиссёры помогают нам лучше понять свою задумку, её глубину. Согласитесь, с присутствием в кадре какого-либо художественного произведения (а бывает, что даже и не одного) создаётся определённая атмосфера, не говоря уже о приёме "ожившей" картины.

Ну как? Пишите в комментариях, знали ли вы о таком и ставьте лайки если понравилось!

Кончено же не забывайте подписываться на мой канал, чтобы не пропускать много интересного!

Кстати, если вас заинтересовала данная тема, то у меня уже есть статья про известные нам картины, встречающиеся в фильме "Гарри Поттер":