Переформулировка жалобы в запрос с определением и кратким описанием стратегии (с примером для новичков).
Клиентка М. 26 лет:
Моему ребёнку летом исполнится 3 года - время детского сада. Я стала себя ловить на том, что очень боюсь, что когда ребёнок начнёт ходить в детский сад, начнутся проблемы: что его будут обижать дети, может и воспитатели, что будет постоянно плакать, что начнёт болеть и я не смогу найти хорошую работу из-за этого, т.к. никто не хочет держать в штате сотрудника, который будет постоянно на больничных. А я, работая, буду лишать ребёнка мамы. Я стала бояться всего этого, постоянно об этом думаю, уже появилось чувство вины и жалости к ребёнку, хотя до садика ещё пара месяцев. Все эти мысли не лучшим образом сказываются на моём самочувствии, сне и настроении, большую часть дня нахожусь в подавленном состоянии и постоянном ожидании чего-то не очень хорошего…
Запрос: Появился страх за ребёнка, на фоне предстоящего посещения ребёнком детского сада. Помогите справиться с этим страхом.
О чём спросить
Зачем эта информация
1. Единственный ли ребёнок в семье или был негативный опыт посещения детьми детского сада?
Выяснить не связано ли данное опасение с какими-либо негативными событиями при посещении д/с другим(ми) ребёнком (детьми) клиентки.
2. Посещал ли сам клиент в своём детстве д/с? Нравилось ли там находиться и т.п.?
Выяснить не является ли страх за ребёнка в д/с проекцией собственных страхов, либо психотравм, вызванных посещением д/с
3. Когда появились тревожные мысли по этому поводу, может им предшествовали какие-то события?
Выяснить, что именно могло послужить триггером для появления (страхов) тревожности
4. Что именно беспокоит: вина, страх за ребёнка или из-за возможных трудностей на работе и т.п.?
Выяснить что именно беспокоит клиентку, из-за чего больше тревожится, это необходимо понять, чтоб выявить истинную причину тревожности(страха).
5. Возникали ли в жизни клиентки такие реакции (страхи, тре6вога) в подобных ситуациях?
6.
Продиагностировать психическое состояние клиентки. Постараться понять, свойственна ли клиентке тревожность как черта характера, и не является ли её нынешнее состояние депрессией, и не нуждается ли она в консультации врача психиатра для назначения медикаментозного лечения.
7. Склонна ли она драматизировать (усложнять) ситуации в своём сознании.
При уточнении вышеописанных вопросов и построении диагностических версий, возможна формулировка нового запроса, более развернутого, например запрос на помощь для исцеления клиентки от её детской психотравмы, связанной с опытом посещения детского сада, если такой факт имело место в жизни клиентки, на фоне чего могла возникнуть тревожность. В ходе психотерапевтической работы будет необходимо разрушить проблемные личностные паттерны, связанные с данной ситуацией, и создать конструктивные. Если причиной возникновения указанной клиенткой тревожности явился негативный опыт посещения детского сада страшим ребёнком клиентки, то здесь понадобится больше консультативная беседа, в рамках которой клиентку необходимо будет выслушать, успокоить, возможно, предложить консультацию детского психолога, занятия с которым при помощи разных методик, сюжетно-ролевых игр и т.п., направленных на социализацию ребёнка, помогут подготовить ребёнка к посещению детского сада, а маму тем самым успокоить).
Автор: Екатерина Заславская
Автор: Заславская Екатерина Юрьевна