В экономическом мире существует множество понятий и определений, смысл которых достаточно непросто донести до далекого от этой темы человека.
Но находчивые экономисты способны упростить сложное. Для того, чтобы объяснить, что такое паритет покупательной способности был придуман Индекс Биг-Мака.
Паритет покупательной способности — соотношение валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров или услуг.
Теоретически, на одну и ту же сумму, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира с некоторыми оговорками можно приобрести одно и тоже количество товаров и услуг. Если суммы существенно отличаются, то, согласно этой теории, курсы не справедливы и какая-то из валют переоценена или недооценена.
Авторами Индекса Биг-Мака среди множества товаров и услуг для сравнения был выбран этот бургер по двум причинам:
- он продается в большинстве стран мира и его состав практически везде идентичен.
- в этот самый состав входят понятные и распространенные во всем мире продукты – хлеб, мясо, овощи сыр. То есть настоящая продуктовая корзина.
Началось все в 1986 году с публикации статьи в журнале The Economist Пэмом Вудаллом. С тех пор The Economist рассчитывает показатель два раза в год и публикует на своих страницах.
Появилось даже понятие «бургерномика» - экономические исследования, изучающие сам индекс или проводимые на основе индекса Биг- Мака.
Для оценки справедливости курсов валют двух и более стран берется стоимость Биг-Мака в национальной валюте в одной стране и делится на цену в другой стране. Если соотношение соответствует курсу – все справедливо.
Индекс Биг-Мака – самый популярный, но не единственный. Существует индекс оливье, индекс свиданий, индекс латте и пр. Но ко всем им нельзя относиться серьезно, так как это сильно упрощенная модель, не учитывающая множество факторов.