Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Техника МАК "Осознанный выбор "

Автор техники - Людмила Пузакова

МАК - удивительный инструмент, который прекрасно подходит как для проработки глубинных проблем, так и для поиска быстрых ответов. В данном случае хочу предложить вашему вниманию короткую МАК-технику, которая, однако, поможет человеку заглянуть в себя, разобраться со своими предпочтениями и сделать правильный выбор. Эту технику можно использовать в случае, если клиент затрудняется с выбором профессии, местом жительства, работы, учебы и т.д.

Алгоритм работы:

1. Взять из портретной колоды в/з две карты как ответ на каждый из запросов:

-Я ... и Я... (н-р: дизайнер/строитель, в Москве/в Питере, замужем за Колей/за Васей)

Рассмотреть карты, ответить на вопросы:

-Что вы видите на картинке? -Кто этот человек? -Какой он? -Что он чувствует?

2. Взять из универсальной колоды в/з по три карты как ответ на каждый из вопросов:

- Что я получу, будучи ... и будучи ... (н-р: дизайнером/строителем, в Москве/в Питере, замужем за Колей/за Васей)

Рассмотреть карточки, проанализировать, ответив на вопросы:

- Что вы видите на этой картинке?

- Что чувствуете, глядя на картинку?

- Если эта картинка о вас, что вы получите, если сделаете такой выбор?

По всем трем карточкам просим сделать обобщающий вывод в каждом из вариантов выбора.

3. Взять из универсальной колоды в/з по три карты, как ответ на каждый из вопросов:

- Чего я лишусь, будучи ... и будучи ... (н-р: дизайнером/строителем, в Москве/в Питере, замужем за Колей/за Васей)

Рассмотреть карточки, проанализировать, ответив на вопросы:

- Что вы видите на этой картинке?

- Что чувствуете, глядя на картинку?

- Если эта картинка о вас, чего вы лишитесь, если сделаете такой выбор?

По всем трем карточкам просим сделать обобщающий вывод в каждом из вариантов выбора.

4. Подведем итоги. Для этого взять из универсальной колоды в/з две карты, как вывод, как итоговое решение на каждый из двух случаев:

-Если я ... и если я ... (н-р: дизайнер/строитель, в Москве/в Питере, замужем за Колей/за Васей).

К этому моменту клиент чаще всего уже осознает свой выбор и без труда, уверенно и безапелляционно принимает один из двух вариантов. Если на данном этапе клиент колеблется, значит что-то осталось недопонятым и необходимо вернуться к шагу 2 и 3, взять дополнительные карты.

___________________________________

Привожу пример такой работы.

Аня (имя изменено, материал приведен с согласия клиента), 16 лет, проблема: трудность с выбором будущей профессии. Выбор ее встал между двумя смежными профессиями - инженер-конструктор и архитектор. Она объяснила мне, что обе специальности связаны со строительством, но в профессии архитектора больше творчества, а в профессии конструктора - точности, расчетов и математики, а ей нравится и то, и другое.

Я предложила Ане колоду Персона.

Аня, возьмите не глядя одну карту как ответ на внутренний запрос: Я - архитектор, а другую: Я - строитель.

Слева Аня положила карту-архитектора, справа - карту-конструктора.

- Аня, что вы видите? Опишите картинки.

-Карта архитектора - довольная, уверенная, деловая женщина. Она мне нравится. Карта конструктора - что-то неприятное мне, не могу даже сказать, что с ней не так. Она не то, что бы озлоблена, но она недовольна жизнью, она уставшая.

-Хорошо, Аня, теперь возьмите три карты с внутренним запросом - что я получу, будучи архитектором. (колода ОН)

-2

-Аня, о чем для вас эти карты?

-Что я получаю, будучи архитектором? Ммм, на карте 1 я вижу творчество и какие то раздумья, активную работу мозга. На карте 2 - это мобильность, деловая жизнь, и на карте 3 - общение, взаимодействие с людьми.

- Хорошо. Все это вам нравится? Что вы получаете, если обобщить?

-Да, нравится. Если обобщить, то это более интересная и разнообразная жизнь.

-Теперь возьмите три карты как ответ на вопрос: Что я получу, будучи конструктором?

-3

-Что вы видите? Расскажите?

-Первая карта - это нахождение на распутье. То есть постоянные сомнения - туда ли я пошла? Или мне нужно было выбрать другую профессию. Вторая картинка - герой производит впечатление унылого и несчастного, какое-то одиночество унылость и безликость.

-Аня, безликость - это означает что вы не сможете проявить свою индивидуальность, свой творческий потенциал?

- Да! Третья картинка то что придется делать не то, что я хочу, идти куда меня ведет толпа.

- Какое общее впечатление производят на вас перспективы конструктора?

- Какая-то унылая рутина...

- Хорошо. Теперь возьмите три карты с вопросом: Чего я лишусь, будучи архитектором? И еще три карты с вопросом: Чего я лишусь, будучи конструктором?

-4

-Что вы видите?

-Будучи архитектором я лишаюсь математики, когда ты высчитываешь, не будет ментальной работы, академичности какой-то, что-ли. И на третьей карточке - пастух - он загнал стадо и пошел домой, то есть я лишусь конструктивности жизни, я лишусь нормированного рабочего дня. На второй карточке... наверное она говорит о том же - я лишусь возможности развиться в русле науки, вместо этого я буду все время творить. Само ощущение - я конструктор, я знаю свою работу, все нормативы, все знаю, все рассчитала, а тут бесконечное развитие и поиски...

-Давай подытожим - чего ты лишаешься, будучи архитектором?

-Я теряю спокойствие и размеренность жизни, но буду более жизнерадостной.

- А здесь?

-5

-Будучи конструктором я лишусь страшных творческих мук (смеется). Счастливый скелетик для меня олицетворяет жизнерадостность, видите, какой он счастливый? Плюнул на всякие неприятности и пошел гулять.

-Чего же вы лишаетесь?

-Может быть какой-то безбашенности и жизнерадостности, но зато я лишусь и бесконечного стремления к недостижимой точки совершенства.

-Тогда вывод какой? Какова будет твоя жизнь, если ты будешь конструктором?

-Ну она будет более размеренной, четко обустроенной и простой.

-Отработал, пошел домой и ни о чем не думаешь?

-Да!!! Если я буду архитектором, у меня все это будет в голове, я все время буду испытывать творческие муки, но вместе с тем я буду жизнерадостной и немного безбашенной. А будучи конструктором, я лишаюсь такой жизнерадостности.

-А что для вас хорошо?

- Если я буду архитектором, я буду в тонусе, я буду придумывать и стремится к цели. Я склонная превращаться в амебу и мне такое полезно. Вот, посмотрите на портрет конструктора - она осела, лишилась яркости и стремления, она живет по плану, одна рутина, безликость существования. Безыдейное, бесперспективное, без всякого стремления существование - пришел домой, куда-то погрузился и ни о чем не думаешь. А архитектор - вечный драйв, муки творчества, но для меня это хорошо, мне нельзя останавливаться, мне нужна профессия которая будет меня толкать вперед.

-Аня, давай теперь возьмем карту - вывод. Одну для архитектора, другую для конструктора.

-6

-Что здесь?

-Здесь девочка бежит в сказочной стране навстречу новым возможностям.

-7

-Что здесь видите, Аня?

-
Сижу за решеткой в темнице сырой (смеется)

-Так что, однозначно архитектор?

-Да!

_______________________________________

В качестве резюме хотела бы сказать, что цель подобной работы - помочь клиенту разобраться в самом себе, в своих желаниях. Метафорические образы помогают человеку оперировать не рассудочными данными, а сокрытыми от активного сознания движениями души, проявляют подсознательные желания и когда человек соприкасается с ними, ему все, в чем он раньше сомневался, становится очевидно.

Автор: Пузакова Людмила Викторовна