Мы познакомились около двух лет назад. Всё началось с его книги, которая случайно попала мне в руки – книги, которая перевернула моё представление о токарном искусстве и вдохновила меня на необыкновенные проекты, книги, которая подарила одно заветное желание – встретиться с Мастером лично.Иногда мечты сбываются. Особенно если приложить к этому старания. Я нашел электронный адрес в сети и написал ему. Вскоре он мне ответил. Так началась наша дружба. Этой зимой долгожданная встреча состоялась. Я побывал в гостях у необыкновенного человека - настоящего волшебника токарного дела, увидел его за работой, рассмотрел огромную коллекцию его удивительных изделий, познакомился с его семьёй и его книгами.
И только сейчас понял, насколько важной для меня была эта встреча, встреча, которую нельзя было отложить…
Дэвид Спрингетт увлекся токарными работами много лет назад, когда преподавал столярные дело. Всё началось с милой и романтичной истории. Его жена Кристин увлеклась плетением кружев. Английские кружевные коклюшки отличаются от наших – они изящнее и вырезаны не из дерева, а из кости. Девиду захотелось сделать их самому, а для этого ему пришлось освоить премудрости токарного дела: изготовление подобных изделий – кропотливая и тонкая работа.
Со временем увлечение токарным искусством всё больше захватывало его, открывая новые горизонты. И в какой-то момент мастеру стало тесно на страницах учебных пособий, статей и справочников. Дело жизни требовало делиться знаниями и получать их на практике. Дэвид Спрингетт много путешествовал с токарными мастер-классами по всему миру и стал хорошо известен не только Англии, но и в других странах Европы, а вскоре – и в США, Канаде и Австралии.
Одним из поворотных моментов стало знакомство с работами великого мастера Фронсуа Барро, представленными во Флорентийском музее. Фигуры фантастической красоты, напоминающие одновременно древний сюрреализм Босха и космические корабли Джорджа Лукаса поразили его, а упоминание эксурсовода о невозможности повторить подобное стало прямым вызовом. Нужно ли говорить, что Дэвид Спрингетт не только разгадал секреты, но и во многом превзошёл великого мастера XVIII века?
Сейчас книги Дэвида Спрингетта и спроектированные им токарные инструменты продаются в магазинах по всему миру, а редакторы таких журналов как American Woodturner знают его как постоянного автора.
С одной из таких книг и началось мое путешествие в мир сложных токарных работ и мое знакомство с Дэвидом. Название «Wood Turning Wizardry» («Токарное волшебство») очень точно передаёт содержание. Это именно волшебство, и никак иначе! Именно с этой книги я увлекся сложными токарными работами, и именно она вдохновляет меня по сей день. Но даже если читатель не увлекается токарными работами высокого уровня, в книге он найдет массу интересных приемов, поражающих воображение.
Личное знакомство с Дэвидом я планировал давно, но из-за ограничений, связанных с пандемией только в этом году мне, удалось реализовать поездку. Дом Дэвида находится в Рагби – небольшом городе в графстве Уорикшир в Англии. Этот город, кстати, известен тем, что в нем впервые появилась игра регби.
Во время моего приезда все еще действовали правило недельного карантина, и это время я провел недалеко от Рагби в городке Кеттеринг, проживая в семье моего учителя английского.
И вот долгожданный день - 13 февраля, встреча с мастером, открывшим для меня мир токарного волшебства. Всю дорогу от Кеттеринга до Рагби, а она занимает на машине около 30 минут, я очень волновался - ведь мой английский далек от совершенства. Но волнение оказалось напрасным. Дэвид подготовился к нашей встрече лучше, чем я.
Он ждал меня вместе со своей женой Кристин. Рядом с ними волнение сразу ушло. Мы были на одной волне и понимали друг друга с полуслова.
Я оказался в типичном уголке старой доброй Англии, тёплом, уютном и бесконечно милом - прекрасный сад вокруг двухэтажного дома, окна с раскладкой, камин в гостиной. Лишь одно необычно - дальнюю комнату занимает токарная мастерская.
Там меня ждала целая выставка из его работ, коллекция антикварных токарных предметов, старинные книги, неопубликованные материалы и, конечно, экскурсия по мастерской.
На большом круглом обеденном столе разложены удивительные работы Дэвида. Он хорошо знает мою слабость к головоломкам и запутанным токарным проектам. Чего тут только нет! Разнообразные коробочки с секретом соседствуют с изящными шкатулками, сложные геометрические объекты расставлены рядом с книгами и проектами с выставок, необычные формы похожи на архитектуру футуристических городов.
Мне трудно описать мои чувства, когда я держал в руках работы Дэвида. Я видел их в книгах, а теперь с интересом вертел в руках, разглядывал их и задавал бесконечные вопросы, совершенно позабыв про своё несовершенство в английском языке.
Позднее Кристин скажет, что мы в то время были похожи на детей – так рьяно, с огнём в глазах мы обсуждали каждый нюанс, каждую поделку. А ещё она подметит наше внешнее сходство. Это очень странно, но мы действительно оказались внешне очень похожи друг на друга.
Может быть, это действительно волшебство. Ведь во время нашего разговора я почувствовал странное – как будто открылась генетическая память, и английский давался без труда, и стали вдруг понятны и сложные объяснения, и эмоции, и тонкий юмор.
Есть у Девида и удивительная коллекция диковинок. Старинные книги и токарные раритеты, китайские шары XVII века, вырезанные из слоновой кости, образцы редких пород дерева и минералы, странные цветы из бисера и кружев, причудливые раковины и кусочки кораллов, статуэтки птиц и коллекции насекомых, рисунки, живописные работы и совсем уж загадочные и непонятные предметы – всё это он привёз из разных уголков Земного шара, обойдя немало блошиных рынков, комиссионок и антикварных лавок. Что-то из сокровищ подарили ему друзья, коллеги по цеху и ученики.
Лишней славы и суеты Дэвид Спрингетт не ищет. Он живёт уединённо и общается в основном со своей женой. Фотографироваться он тоже не любит. Когда я попросил показать мне его фотографии, он нашёл лишь одну – двадцатилетней давности, сделанную для его же книги. Может я был излишне настойчив, а он, как интеллигентный человек, не смог отказать, но теперь у меня есть редкие фото мастера за работой и на фоне его чудесных вещей.
Мастерская Девида самая уютная из тех, что я видел. Сразу бросается в глаза творческий дух – полки уставлены собранием неудачных работ и экспериментов, завалены чертежами, иллюстрациями, фотографиями и проектами, загромождены самодельными приспособлениями. Такого скопления токарных редкостей я не видел никогда!
Главный принцип Дэвида – любое, даже самое сложное, приспособление или инструмент можно изготовить из доступных материалов и без использования сложных станков. Дерево, фанера, подручные инструменты и смекалка — это все что нужно.
Немного об увиденном в мастерской:
Овальное точение (Elliptical Turning)
Приспособление для точения овальных форм ярко демонстрирует что возможности токарного станка безграничны. Удивительно что патрон состоит исключительно из деревянных деталей при этом имеет довольно сложную конструкцию. Принцип заключается в том, что во время вращения заготовка перемещается по направляющим перпендикулярным оси вращения, в итоге точка касания резца описывает эллиптическую траекторию. Конечно, точить на таком приспособлении намного сложнее чем обычным способом. Кроме того, появляются вибрации и нужна большая концентрация, чтобы контролировать положения резца на одной линии. Эта технология и способ точения доказывает, что, используя самые простые и доступные материалы, можно изготовить необычные изделие на любом токарном станке.
Конструкция этого приспособления, а также принцип его работы подробно описаны в статье Дэвида Спрингетта в журнале American Woodturning December 2015.
Витые коробочки (Twisted Boxes)
При первом взгляде на эти изделия кажется невозможным что их форму можно выточить на токарном станке. Однако, если посмотреть на одну из шести граней горизонтально, можно заметить, что она имеет закругленную форму. Все эти косые грани можно выточить с помощью самодельного приспособления, которое позволяет точно фиксировать заготовку в заданном положении и поворачивать ее на 60 градусов.
Конструкция этого приспособления, а также принцип его работы подробно описаны в статье Дэвида Спрингетта в журнале American Woodturning August 2016.
Станок для декоративного точения (Ornamental Turning)
Этот сложный станок Дэвид смастерил целиком из деревянных деталей, однако на нем с успехом можно выполнять фрезеровку изящных токарных работ по принципу декоративного точения 18 века. Удивительно, но обычно подобные очень сложны, здесь же Дэвид сохранил функциональность максимально упростив конструкцию.
А вот и легендарный токарный станок, с которым Дэвид объехал все Англию с мастер-классами. Дэвид специально установил его на подстолье с ящиками чтобы можно было удобно хранить весь инструмент. Станок очень легкий и без труда помещается в багажник автомобиля.
Время пролетело незаметно - несколько часов в гостях прошло как один миг. Пора было возвращаться домой. Прощаясь, Дэвид подписал мне свою книгу, пожелал удачи в новых проектах и отвез меня в Кеттеринг на свой машине.
Как описать чувство обретения нового настоящего друга – человека, близкого по духу и по интересам? Наверное, это и есть счастье. Я ехал и думал, что мы обязательно будем общаться, и он научит меня многому, и даже через тысячи километров меня я буду чувствовать уют Рагбийского дома, его вечный запах дерева и лака, угля и краски, его семейное тепло и удивительную атмосферу. И может, когда-нибудь я снова войду в маленький сад и гостиную…и мы снова будем говорить как маленькие дети, забыв о том, что мы из разных стран и разных времён.
Я думал о том, сколько ещё предстоит сделать этому человеку, сколько открытий он совершит и скольких людей вдохновит своим творчеством, думал о его новых книгах и проектах…
…
Он умер внезапно от сердечного приступа 3 апреля 2022 года. Непревзойдённый мастер, лучший учитель, который у меня был.